В Мадриде решили принять все решения потом

15 декабря завершились одни из самых длинных в истории климатические переговоры ООН – COP25. Переговоры прошли в Мадриде под председательством Чили. Они должны были закончиться еще 13 декабря. Ключевыми вопросами стали разработка правил для Статьи 6 Парижского соглашения (Механизм устойчивого развития, МУР) и усиление определяемых на национальном уровне вкладов в борьбу с изменением климата (NDC). Несмотря на то, что мероприятие сильно затянулось, странам так и не удалось решить ни один вопрос.

На СОР25 делегаты не смогли договориться о том, что новые улучшенные национальные планы снижения выбросов парниковых газов (NDC) будут подготовлены к следующей конференции, которая пройдет в Глазго в ноябре 2020 года. Всем странам лишь предложено обратить внимание на разрыв между целями Парижского соглашения и современным положением дел. Во время переговоров усиление NDC поддерживалось ЕС и почти сотней небольших развивающихся стран, в особенности небольшими островными государствами, которые понесут наибольший ущерб от изменения климата. Противниками более амбициозных национальных целей по сокращению выбросов выступили крупнейшие эмитенты парниковых газов – США, Китай, Индия и Бразилия.

Вообще шансы на существенное усиление национальных амбиций пока невысоки. Страны с большими объемами выбросов парниковых газов не видят для себя срочной необходимости усиливать обязательства. Среди них и Россия, где обязательства подразумевают рост выбросов, а не сокращение. По словам Алексея Кокорина, директора программы «Климат и энергетика» WWF России, усилить свои обязательства из достаточно больших стран обещали Мексика, Аргентина и Украина – те, у которых обязательства до этого были совсем слабыми, а теперь они станут просто слабыми.

Из крупнейших эмитентов парниковых газов повышение национальных целей наблюдается только в ЕС, где 12 декабря, непосредственно во время климатических переговоров СОР25, под давлением общественности было принято обязательство по сокращению чистых выбросов парниковых газов до нуля к 2050 году. При этом для Польши, экономика которой сильно зависит от угольной отрасли, пока сделано исключение.

Статья 6, как отмечалось в одном из наших недавних материалов, позволяет странам заключать двусторонние добровольные соглашения о торговле углеродными единицами, создавать систему международных проектов снижения выбросов парниковых газов для юридических лиц во всем мире и осуществлять сотрудничество между странами в сфере снижения выбросов за пределами действия рыночных механизмов (стандарты, правила, критерии и т.д.). На предыдущих климатических переговорах в Катовице (СОР24) были согласованы все правила реализации Парижского соглашения, кроме правил по Статье 6. Их не удалось согласовать и сейчас. Дальнейшие переговоры по данному вопросу переносятся на 2020 год.

По мнению Алексея Кокорина, со Статьей 6 все не так уж плохо: «Документ по статье в целом стал короче и яснее. Кроме того, в нем теперь нет опции, которая бы запрещала лесные проекты. Камнем преткновения остается перенос оставшихся от Киотского протокола квот на выбросы на Механизм устойчивого развития. Покупать эти квоты никто не собирается. Но на их переносе настаивают Бразилия, Китай и Индия. Скорее всего, им разрешат осуществлять перенос, но в рамках своих NDC, без продажи другим странам. И это не будет иметь особого значения для глобального объема выбросов, так как страны сами определяют свои национальные планы снижения эмиссии парниковых газов».

Также, по словам Алексея Кокорина, на переговорах был достигнут прогресс по некоторым другим вопросам. Например, по механизму «Потери и ущерб», предполагающему финансирование решения проблем изменения климата, к которым невозможно адаптироваться, делегаты начали обсуждение финансового окна. Раньше до этого вопроса не доходили. «Конкретики пока мало, но уже звучат название таких финансовых институтов, как Глобальный экологический фонд и Зеленый климатический фонд. В любом случае, это намного лучше по сравнению с нулем, который наблюдался до этого», — прокомментировал эксперт.

Интересно, что финансовый сектор и бизнес действуют в сфере климата гораздо активнее национальных правительств, и это заметно на практике уже сейчас. Фонды, банки развития, крупные международные корпорации готовы берут на себя сильные обязательства, отказываясь от инвестиций в ископаемое топливо, осуществляя переход на возобновляемые источники энергии и планируя снижение выбросов парниковых газов. Хочется надеяться, что в дальнейшем частный сектор послужит примером для правительств стран.

 

Оставьте комментарий

Filed under COP-25

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s