Статья 6 решит судьбу переговоров в Мадриде


Важнейшим вопросом проходящих в Мадриде международных переговоров ООН по климату СОР25 является разработка правил для Статьи 6 Парижского соглашения (Механизм устойчивого развития, МУР). По сути, способность или неспособность договориться по этому вопросу определит успех или неудачу переговоров этого года, а в долгосрочном плане, возможно, и судьбу всего Парижского соглашения.

В субботу 7 декабря были опубликованы черновики новых правил для шестой статьи, которые касаются трех разделов: 6.2, 6.4 и 6.8. Во вторник 10 декабря начнутся переговоры на уровне министров, на которых и будет принято решение.

Согласно разделу 2 Статьи 6, страны могут заключать двусторонние добровольные соглашения о торговле углеродными единицами. Раздел 4 Статьи 6 предполагает создание системы международных проектов снижения выбросов парниковых газов для юридических лиц во всем мире. Эта система называется «механизмом устойчивого развития» (МУР) и она заменяет «механизм чистого развития» (МЧР) и проекты совместного осуществления Киотского протокола. Раздел 8 Статьи 6 определяет порядок сотрудничества стран в сфере снижения выбросов СО2 за пределами действия рыночных механизмов (стандарты, правила, критерия и т.д.).

В прошлом году на СОР24 в польском городе Катовице была принята Книга правил реализации Парижского соглашения по климату. Неопределенными остались лишь правила работы МУР. Тогда дискуссия вокруг Статьи 6 зашла в тупик. Страны не смогли договориться о том, как использовать оставшиеся от Киотского протокола квоты на выбросы, в особенности в рамках МЧР.

Для того, чтобы Парижское соглашение оказалось эффективным, необходимо участие абсолютного большинства стран, отвечающих за выбросы СО2, и достаточно высокие национальные цели (NDC), способные в совокупности удержать повышение глобальной температуры воздуха в пределах 1,5-2°С до 2050 года. К настоящему моменту Парижское соглашение ратифицировали 187 стран из 197. Даже если США выйдут из соглашения, на оставшихся участников будет приходиться более 85% глобальных выбросов СО2. Что касается национальных целей, то они имеют добровольный характер, и каждая страна устанавливает их самостоятельно. Пока эти цели являются недостаточно амбициозными, и задачей ближайшего года является их повышение.

Теоретически, международная торговля углеродными кредитами, которые будут оставаться у некоторых стран в результате перевыполнения своих национальных целей, с одной стороны, поможет остальным странам выполнить свои NDC и взять на себя более амбициозные обязательства. Страны с высоким уровнем выбросов СО2 будут вынуждены нести финансовое бремя глобального потепления, и это будет стимулировать их снижать выбросы и внедрять инновации. Кроме того, это может способствовать трансферу технологий в развивающиеся страны.

С другой стороны, торговля углеродными кредитами может создать ситуацию, в которой страны с высоким уровнем эмиссии парниковых газов будут прилагать меньше усилий по снижению собственных выбросов, предпочитая приобрести кредиты у других стран. По сути, это способно привести к перераспределению NDC и к снижению общего уровня амбиций крупных эмитентов парниковых газов. В результате, национальные цели не будут повышены, и страны будут сосредоточены на поиске наиболее дешевых путей выполнения своих NDC, что приведет к провалу Парижского соглашения.

По словам Силке Керхер, главы отдела климата и энергетики ЕС Европейской климатической инициативы (EUKI), при переговорах вокруг Статьи 6 необходимо стремиться к повышению климатических амбиций стран, а не к созданию возможностей для выполнения уже заявленных низких NDC самыми дешевыми способами. По ее словам, правительства прежде всего должны делать все возможное для снижения выбросов у себя в стране и только после этого смотреть, что еще можно сделать за счет международного сотрудничества.

Алексей Кокорин считает, что при реализации Парижского соглашения ситуация с продажей единиц снижения выбросов будет совершенно иная, чем во время действия Киотского протокола, когда обязательства стран спускались сверху. Есть риск, что международный углеродный рынок будет создан, но он окажется слабым ввиду отсутствия покупателя. «Ожидать развитого международного рынка вряд ли приходится, поскольку пока лишь три страны заявили, что они готовы купить какое-то количество единиц, остальные собираются выполнять NDCсвоими силами. Это явно будет рынок покупателей – стран и юридических лиц, — где будут выбираться «лакомые» кусочки с точки зрения развития технологий и прочих параметров, но не с точки зрения цены за тонну снижения выбросов. Многих при этом будет привлекать то, что сам статус проекта Парижского Соглашения будет снижать риски, а значит и помогать привлекать более дешевое финансирование», – сказал Алексей Кокорин. Он также добавил, что российским разработчикам проектов в первую очередь надо обращать внимание на их высочайшее социальное и экологическое качество, а также на то, что технологии в этих проектах должны быть самыми передовыми.

Таким образом, большинство стран не намерены использовать торговлю углеродными кредитами для достижения своих NDC. Примерами таких стран являются Великобритания и Финляндия. Другие страны (например, Норвегия и Швейцария ) наоборот хотели бы воспользоваться торговлей углеродными кредитами. Индия, Бразилия и Китай выступают за перенос кредитов с МЧР на МУР. Скорее всего, им разрешат это сделать, но в рамках выполнения своих NDC.

Оставьте комментарий

Filed under COP-25

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s