
Пока Украина на климатических переговорах демонстрирует доказательства экологической и гуманитарной катастрофы от вторжения России, российские олигархи и руководители компаний, находящихся под международными санкциями, спокойно используют площадку переговоров CОР27 для собственных целей.
Среди тех, кто числится в составе российской делегации на климатическом саммите СОР27, целый список представителей компаний и персон, находящихся под санкциями.
«Газпром» направил на переговоры шестерых делегатов, а также управляющего директора Сбербанка. Обе компании находятся под санкциями США и ЕС. Также в списке делегатов СОР27 представители нефтяной компании «Лукойл», горнодобывающей компании «Северсталь» и Магнитогорского металлургического комбината. Все они – под санкциями США.
Согласно данным, собранным организациями Corporate Accountability, Global Witness и CorporateEurope Observatory, нефтегазовая компания «Татнефть», в настоящее время находящаяся под санкциями ЕС, направила трех лоббистов на переговоры по климату. А в состав российской делегации входят металлургические компании «Северсталь» и сталелитейная Группа НЛМК, часть отрасли, которая также под санкциями ЕС.
Миллиардер Андрей Мельниченко, основатель и бывший член правления компании по производству удобрений Еврохим, находящийся под санкциями ЕС, активно включен в деятельность официальной делегации России на климатическом саммите в Шарм-эль-Шейхе. Во вторник он представлял позицию официального мероприятия РФ в рамках СОР27.
Климатические переговоры «в значительной степени окрашены дебатами о том, как миру следует адаптироваться к нехватке поставок российского газа… А большое присутствие лоббистов из Москвы на климатическом саммите говорит о том, что Россия использует переговоры по климату для стимулирования бизнеса»,– пишет The Guardian.
Некоторые наблюдатели на переговорах предполагают, что российская делегация на СОР27 занимается отнюдь не вопросами спасения климата, а продвигает определенные отрасли (например производство некоторых металлов и удобрений). Целью здесь может являться влияние на цены на продовольствие, особенно на глобальном Юге.
Еще одна проблема, о которой говорят эксперты: вопрос с поставками природного газа и
война в Украине обнажили не только зависимость Европы от российского ископаемого топлива, но и «ядерную зависимость».
«Около половины природного урана, импортированного Европейским союзом (ЕС) в 2020 году, было закуплено в России, Казахстане и Узбекистане», — пишут авторы выпущенного накануне СОР27 доклада WNIRS22.
Через пять дней после начала российского вторжения в Украину и через день после того, как Европейский Союз закрыл свое воздушное пространство для всех российских самолетов, правительство Словакии предоставило специальное разрешение российскому самолету на ввоз в страну ядерного топлива.
«Есть много других услуг, предоставляемых российской атомной промышленностью, которая продолжает осуществлять совместную деятельность с несколькими странами ЕС. Помимо Словакии, реакторы российского образца эксплуатируют Болгария, Чехия, Финляндия и Венгрия, которые зависят от российского топлива» — говорят эксперты.
Росатом около 30 лет сотрудничает с французской государственной энергетической компанией EdF по многим направлениям. В 2009 году Росатом приобрел немецкую компанию по производству ядерного топлива Nukem. В декабре 2021 г. Росатом и Framatome, принадлежащая EdF, подписали «соглашение о долгосрочном сотрудничестве», а в начале 2022 года Росатом хотел организовать совместное предприятие по производству ядерного топлива в Лингене, Германия.
При этом до сих пор санкции против России обходят атомную промышленность стороной. Ранее в этом году коалиция немецких антиатомных групп и «Экозащита!» обратились к правительству Германии с просьбой исключить Росатом из всех проектов сотрудничества в связи с войной в Украине.
Тем временем Россия продолжает оставаться одним из главных источников выбросов парниковых газов на планете. И всеми силами пытается удержать мир «на крючке» нефти, газа, атома, удобрений и продовольствия. И продолжает совершенно легально использовать для этого площадку климатических переговоров СОР27.