Тьма египетская: как принимающий СОР27 Египет задушил антиугольное движение

Накануне и в течение всего СОР27 представители гражданского общества не раз критиковали принимающую сторону нынешнего саммита — Египет — за недостаточную поддержку интересов развивающихся стран в борьбе с последствиями изменения климата. Эксперты Human Rights Watch объяснили такую позицию африканской страны и рассказали, какой ценой Египет удвоил потребление ископаемого топлива. 

На уголь, нефть и газ приходится около 90% от общего объема производства энергии в Египте. И, как было неоднократно заявлено правительством страны на СОР27, в ближайшем будущем страна планирует значительно увеличить добычу нефти и газа. Наблюдатели за климатическими переговорами заметили, что в Египте практически нет гражданских активистов, которые выступают против добычи и использования ископаемого топлива в стране. 

«Это просто слишком опасно!», — объясняют эксперты Human Rights Watch. И уточняют: «Так было не всегда».

После революции 2011 г. Египет столкнулся с серьезными экономическими проблемами и нехваткой энергии. В 2013 г. постреволюционное правительство тогдашнего президента Мохамеда Мурси (Mohamed Morsi), стремясь избежать еще более частых отключений электроэнергии в стране, вдвое сократило подачу газа на цементные заводы, которые потребляли около 20% внутреннего газа.

Цементная промышленность Египта — одна из крупнейших в регионе — начала усиленно искать замену. Важно отметить, что этот «бизнес» имел одну особенность: долгое время многими заводами владели правительство и военные.

Именно в этот момент группа из 10 организаций, в основном занимающихся вопросами окружающей среды и общественного здравоохранения, создала организацию «Египтяне против угля». Это было кульминационным моментом экологического и правозащитного движения в истории Египта, — считают эксперты Human Rights Watch.

Гражданские активисты подняли вопрос о загрязнении воздуха, возникшем от деятельности цементных заводов в Каире, Александрии и других городах. Доводы экологов подтверждались и информацией Министерства окружающей среды Египта, которое  подсчитало, что использование угля цементной промышленностью может стоить Египту $3-5 млрд в год в виде расходов на здравоохранение, в основном из-за респираторных заболеваний.

Обеспокоенность египетских правозащитников также вызвал непрозрачный характер деятельности цементной промышленности. «Уголь — им, счета — нам», — гласил один из лозунгов протеста. Имелось в виду то, что лишь несколько богатых бизнесменов выиграют от реализации планов, которые нанесут ущерб большому количеству обычных людей.

С 2012 г. до середины 2014 г. антиугольная кампания пользовалась значительной поддержкой граждан. Ее поддержали самые и организации и отдельные граждане: от туроператоров, обеспокоенных потенциальным ущербом для побережья Красного моря, где расположены некоторые цементные заводы, до могущественного Египетского медицинского синдиката и рядовых активистов по всей стране. Ведущие защитники окружающей среды регулярно появлялись на телевидении, им симпатизировали местные СМИ.

В июле 2013 г. военные свергли Мурси. Но «Египтян против угля» еще поддерживала Лейла Искандер (LailaIskander), которая была назначена временным правительством Министром окружающей среды. Давний защитник окружающей среды, она была единственным независимым голосом в кабинете министров. Она заказала подготовку и распространила отчет о воздействии использования угля на здоровье людей. Этот документ впоследствии без объяснения причин был удален с веб-сайта министерства.

Правительство Абделя Фаттаха ас-Сиси (Abdel Fattah al-Sisi), который был министром обороны при Мурси (и стал президентом в июне 2014 г.), начало безжалостно преследовать критиков, диссидентов, журналистов, правозащитников и политических активистов. Не обошли стороной и экологическое движение Египта.

Поскольку правительство усилило репрессии против представителей гражданского общества, практически ликвидировав свободу выражения мнений и свободу судей, антиугольная кампания начала угасать. «У нас были известные люди, которые с экранов телевизор выступали против угля, но они были вынуждены свернуть кампанию», — приводят Human Rights Watch слова одного из активистов-экологов.

Движение против угля практически растворилось. Упоминания «Египтян против угля» исчезли из СМИ. А общественные протесты, до этого мощные и регулярные, исчезли, так как стали слишком опасными для участников.

В апреле 2014 г. правительство Сиси приняло решение разрешить использование угля в тяжелой промышленности. Вскоре после этого Лэйла Искандер была смещена со своего поста и заменена Халедом Фахми (Khaled Fahmy) – коллегой Искандер в правительстве Мурси. Позиция Фахми кардинально отличалась: активисты называли его «министром угля» из-за его активной поддержки этого топлива во время его первого пребывания в правительстве.

Со времен подавления антиугольного протеста до СОР27 в Египте мало что изменилось. Власти Египта фактически запрещают журналистам и правозащитникам освещать экологические вопросы. Запрещено упоминать в негативном контексте все, что касается использования ископаемого топлива, включая производство, переработку и экспорт. Также запрещено интересоваться вопросами влияния коммерческой деятельности закрытого от посторонних глаз военного ведомства Египта: добычи полезных ископаемых, заводов по розливу питьевой воды и цементных заводов.

Египет говорит о намерении отказаться от производства и использования ископаемого топлива, но увеличивает производство нефти и метана. И надеется стать ведущим его экспортером. По данным Climate Action Tracker, на Египет приходится более трети общего потребления метана в Африке, и он является вторым по величине его производителем на континенте. Организация оценила в своем отчете климатические цели и политику Египта как «крайне недостаточные». 

История удушения антиугольного движения в принимающем СОР27 Египте – яркий пример того, что питать иллюзии о том, что диктаторский режим может быть дружелюбен для окружающей среды и человека, не стоит. Климатическая политика требует активного участия гражданского общества, больше критических голосов.

Реклама

Оставьте комментарий

Filed under 2022-11, COP-27, Egypt

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s