
Независимые аналитики NewClimate Institute, Germanwatch и Climate Action Network презентовали на COP27 в Шарм-эль-Шейхе выход нового Индекса эффективности изменения климата (Climate Change Performance Index2023). Россия в рейтинге опустилась еще на три позиции и оказалась на 59-м месте с «очень низкими показателями».
Индекс эффективности стран в борьбе с изменением климата (CCPI) является инструментом, направленным на повышение прозрачности в международной климатической политике. Место в рейтинге стран мира каждой страны складывается из объема выбросов парниковых газов, уровня потребления энергии, развития возобновляемой энергетики, общей внешней и внутренней государственной политики в сфере противодействия изменением климата. Из этого спектра данных складывается картина того, насколько эффективна каждая страна в решении климатических проблем.
Как и в отчетах всех предыдущих лет, первые три позиции в рейтинге остаются пустыми: эксперты считают, что ни одно из государств, рассматриваемых в отчете (59 стран плюс Европейский союз), на которые приходится 90% глобальных выбросов парниковых газов, не достигли показателей, необходимых для преодоления климатического кризиса и сдерживания средней глобальной температуры в пределах 1,5°C.
Авторы представленного в рамках СOP 27 отчета подчеркивают, что нынешний энергетический кризис наглядно демонстрирует, насколько мир продолжает зависеть от ископаемого топлива. Тем не менее, у некоторых стран получается использовать этот сложный момент «для амбициозного смягчения последствий изменения климата» с помощью быстрого повышения энергоэффективности и возобновляемых источников энергии.
Такие страны, как Чили, Марокко и Индия, занимающие, соответственно, с 6-го по 8-е места в рейтинге, постоянно показывают хорошие результаты в CCPI и приближаются к ведущим странам, таким как Дания и Швеция (4-е и 5-е места).
На вершине рейтинга находятся скандинавские страны, которые продолжают лидировать в гонке за нулевые выбросы, несмотря на энергетический кризис. Нынешним лидером в области смягчения последствий изменения климата по-прежнему является Дания. Это — единственная страна с «высокими» показателями национальной и «очень высокими» в международной климатической политике.
Одним из лидеров CCPI этого года стала Чили, поднявшись на три строчки до шестого места. В этом году страна приняла рамочный закон об изменении климата, который включает в себя обязательство достичь нулевого уровня выбросов к 2050 г. и разработанную политику по реализации этой цели.
Индия поднялась на две позиции в рейтинге до 8-го места. Растущая доля возобновляемых источников энергии также получила высокие оценки в новом CCPI. Прорывом Индии стало обновление Определяемого на национальном уровне вклад (NDC) с нулевой целью на 2070 г.
Резкое «упал» в рейтинге крупнейший эмитент – Китай, опустившийся на 13 позиций на 51 место и приблизившийся ко второму по величине эмитенту – США (52 место).
Худшие показатели в общем рейтинге – у Ирана, Саудовской Аравии и Казахстана. По данным CCPI, эти три страны особенно слабы в темпах внедрения возобновляемых источников энергии и сильно зависят от нефти. Саудовская Аравия является страной с самым высоким уровнем выбросов парниковых газов (ПГ) на душу населения среди стран G20.
Согласно новому индексу, страной с самыми слабыми показателями в области климатической политики является Россия с наихудшим возможным баллом 0,0.
C момента первого выхода индекса в 2005 г., страна всегда находилась на низших строчках рейтинга. С прошлого отчета РФ опустилась на три строчки и оказалась в самом низу рейтинга CCPI этого года, на 59-м месте с «очень низкими показателями».
Как и в CCPI за последние два года, Россия получила очень низкий рейтинг в категориях «Выбросы парниковых газов», «Возобновляемая энергия» и «Климатическая политика».
Как указывают авторы отчета, Россия поставила цель к 2030 г. сократить выбросы на 25–30% от уровня 1990 г. Эксперты CCPI отмечают, что с началом агрессивной войны России против Украины проверить и обновить данные о климатических действиях России стало сложно.
В 2020 г. Россия получила только 3,06% своей энергии из возобновляемых источников (с учетом больших ГЭС), что намного меньше, чем большинство стран, — отмечено в CCPI этого года.
Эксперты считают, что России необходимо сосредоточиться на реальном низкоуглеродном развитии, основанном на поэтапном отказе от ископаемого топлива, амбициозном развитии возобновляемых источников энергии и мерах по повышению энергоэффективности, а также на экономике замкнутого цикла, устойчивом лесном хозяйстве и эффективном управлении лесными пожарами.
Россия входит в число 20-ти стран с крупнейшими разрабатываемыми запасами нефти и газа. Также — входит в 9-ку стран, на долю которых приходится 90% мировой добычи угля. Кроме того, Россия планирует увеличить добычу газа и нефти более чем на 5% к 2030 г. Это несовместимо с целевым показателем 1,5°C.
Эксперты CCPI критикуют стремление российского правительства заменить уголь газом вместо развития возобновляемых источников энергии, а также то, что оно игнорирует остроту климатического кризиса.
По мнению авторов рейтинга, войной против Украины Россия подорвала глобальную борьбу за ограничение глобального потепления до 1,5°C. Война привела к массовой мобилизации оружия, самолетов, танков и грузовиков Россией и Украиной, что в свою очередь привело к выбросу большого количества парниковых газов. Энергетический кризис, возникший в результате войны, ослабил меры по борьбе с изменением климата, поскольку страны ищут новые источники ископаемого топлива вместо того, чтобы заниматься климатическими действиями.