АЭС — крайне дорогое орудие ядерного шантажа, а не ключ к спасению климата

Погружение в виртуальную реальность, танцы с белыми медведями, вербовка молодых умов: на площадках СОР27 в Шарм-эль-Шейхе атомное лобби использует весь спектр коммуникационных жанров для создания климатически дружественного имиджа.

Из-за того, что попытки собрать деньги на развитие ядерной энергетики в глобальном масштабе оказались не такими успешными, как хотелось бы представителям атомной отрасли, на СОР27 они решили поработать над собственным имиджем.

В последние годы атомная энергетика испытывает значительные трудности с финансами. Огромный урон имиджу нанесла авария на японской АЭС «Фукусима» в 2011 году. А военное вторжение России в Украину еще больше усилило опасения по поводу ядерной безопасности — из-за обстрелов и обесточивания  АЭС.

Однако перебои с поставками электроэнергии по всему миру смягчили взгляды некоторых политиков на ядерную энергетику. И Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) – зонтик для атомной промышленности разных стран — впервые за 27 лет ежегодных международных переговоров по климату развернуло свой павильон. Причем не один. Об «огромном потенциале атомных технологий в борьбе с изменением климата» рассказывают не только у экспозиции агентства, но и у стенда Nuclear4Climate. Любимый партнер МАГАТЭ — Росатом — на своей странице также приглашает участников СОР27 встретиться со старыми и новыми друзьями у экспозиции Международного агентства по атомной энергетике.

Казалось бы, кто в здравом уме предложит делать ставку на атомную энергию после крупных аварий и во время войны в Украине? Однако разговоры о мирном атоме звучат еще громче. На COP27 дойти из одного конца конференц-центра в другой не заметив атомных стендов не удастся при всем желании. Агенты «мирного атома» предлагают всем желающим погрузиться в виртуальную реальность светлого атомного будущего, проатомная молодежь вербует сторонников, переодевшись в белых медведей, а африканские делегаты читают оды мирному атому рэпом. Это ежедневная реальность кулуаров климатической конференции.

Открывая стенд своей организации, директор МАГАТЭ Рафаэль Мариано Гросси уверял делегатов СОР27: «Вы увидите, что у этой ядерной энергии действительно солидные и очень стабильные показатели безопасности». По его мнению, ситуация в Украине не должны отвлекать страны от строительства атомных станций: «Большая проблема — это война, а не ядерная энергетика или какая-либо другая промышленная деятельность». Гросси добавил, что находится в разгаре «очень сложных» переговоров с Россией и Украиной о запрете боевых действий в зоне вокруг АЭС и надеется на скорое достижение соглашения.

Ханна Фенвик, сопредседатель сети проатомных организаций Nuclear for Climate, не скрывает, что ее альянс лоббирует политиков на COP27 с целью поиска инвестиций в ядерную энергетику. «Мы много лет говорили, что ядерная энергия — решение проблемы климата, но геополитический климат изменился, и теперь люди прислушиваются к нам», уверена Фенвик.

Атомное лобби работает в прямом смысле на всех фронтах. На СОР27 руководитель МАГАТЭ успел провести встречи со специальным посланником Китая Се Чжэньхуа, министром энергетики Ганы Мэтью Опоку Премпе, госсекретарем Великобритании по вопросам бизнеса, энергетики и промышленной стратегии Грантом Шаппсом, министром науки, технологий и окружающей среды Кубы Эльбой Росой Перес Монтойя, президентом Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) Одиль Рено-Бассо. И это только в первую неделю климатической конференции.

Бурная активность атомной индустрии на климатических конференциях — почти традиция. Так называемая «высокотехнологичная отрасль» любит говорить о своей «чистоте». Но забывает упомянуть, что ее специалисты за 70 лет так и не нашли решения для проблемы ядерных отходов. Или о том, что все стадии ядерного топливного цикла далеко не безопасны для людей и окружающей среды. Возможно поэтому доля атомной энергии в мировом энергобалансе – самая низкая за последние 40 лет, а доля возобновляемых источников энергии за это же время многократно выросла. 

Немалую роль в мировом развитии этих видов энергетики играет экономическая составляющая. Себестоимость солнечной энергии, в которой учтена общая стоимость строительства и эксплуатации, подешевела в десять раз: с $359 за 1 МВтч в 2009 г. до $36 в 2021 г. А стоимость атомной энергии за этот  же период выросла на 36% (с $123 до $167 за МВтч).

«Производство атомного электричества дорожает, а мирный атом становится орудием военного шантажа», говорится в Докладе о состоянии мировой атомной промышленности (WNISR2022).

«Учитывая экономические тренды на существующих и строящихся электростанциях, ядерная энергия не сможет повлиять на изменение климата в ближайшие десять и более лет… Она не сможет быстро заменить другие формы производства электроэнергии, чтобы уменьшить выбросы и предотвратить худшие последствия изменения климата… Миру нужна господдержка энергетических технологий без углеродных выбросов, которые можно использовать уже сейчас, а не через десять или двадцать лет. Потому что у нас нет времени», – уверена профессор, директор Школы государственной политики и глобальных отношений гуманитарного факультета Университета Британской Колумбии, бывший председатель  Комиссии по ядерному регулированию США Эллисон Макфарлейн.

Оставьте комментарий

Filed under 2022-11, COP-27, Egypt

Оставьте комментарий