Ископаемое топливо Африки – кто хочет больше?

Прямо сейчас, пока в Шарм-эль-Шейхе проходит климатический саммит ООН, 55 компаний заняты разведкой новых месторождений нефти и газа в Египте. Об этом говорится в новом докладе «Кто финансирует экспансию ископаемого топлива в Африке?», представленном вчера на полях конференции. Кажется, они живут на какой-то другой планете.

В докладе, подготовленном экологической организацией Urgewald совместно с Stop EACOP, Oilwatch Africa, Africa Coal Network и 33 другими африканскими НПО, названы 200 компаний, которые ведут разработку новых месторождений ископаемого топлива или строительство новых объектов топливной инфраструктуры (терминалы сжиженного природного газа (СПГ), трубопроводы или газовые и угольные электростанции) в 48 из 55 стран Африки, а также банки и инвесторы, стоящие за этими компаниями. 

«Ископаемое топливо является основной причиной климатического кризиса, и Африка пострадала сильнее, чем любой другой континент. Тем не менее, 200 угольных и нефтегазовых компаний наводняют континент проектами грязной энергии, которые полностью несовместимы с парижскими климатическими целями и порогу в 1,5°С», — говорит Омар Эльмави (Omar Elmawi), координатор кампании Stop EACOP и исполнительный директор организации «Мусульмане за права человека». 

С 2017 года было подтверждено 886 000 км2 новых месторождений нефти и газа в Африке — это превышает площадь Франции и Италии вместе взятых. Причем из 45 африканских стран, где сейчас ведутся изыскания новых запасов углеводородов, в 18 такая деятельность раньше почти или вовсе отсутствовала. Авторы доклада приходят к выводу, что капитальные расходы (CAPEX) на разведку нефти и газа в Африке увеличатся с 3,4 млрд в 2020 году до 5,1 млрд долл. США в 2022 году. На африканские компании приходится менее трети этой суммы. Большая часть освоения новых месторождений нефти и газа в Африке осуществляется и финансируется иностранными компаниями. «Каждый доллар, потраченный на разработку новых месторождений нефти и газа, противоречит прогнозу о пределах 1,5°C, представленному Международным энергетическим агентством в 2021 году», — говорит Хеффа Шюкинг (Heffa Schücking), управляющий директор urgewald.

Кто первый за нефтью и газом?

Наибольшую активность на африканском континенте проявляет французский нефтяной гигант TotalEnergies, который уже выкачивает из Африки 25% добываемой нефти и который планирует увеличить этот объем на 2,27 млрд баррелей нефтяного эквивалента (бнэ) до 2030 г. Извлечение и сжигание этого топлива будет равно трехкратному годовому объему выбросов CO2 Франции. Вторым по величине разработчиком африканских месторождений является алжирская государственная нефтегазовая компания Sonatrach (1,75 млрд бнэ), третьим – итальянская нефтяная компания Eni (1,32 млрд бнэ). В совокупности почти 200 нефтегазовых компаний, указанных в докладе, к 2030 году планируют увеличить производство ископаемого топлива на 15,8 млрд бнэ. Добыча и сжигание этих углеводородов приведет к выбросу в атмосферу 8 гигатонн CO2-эквивалента, что более чем вдвое превышает годовой объем выбросов CO2 всего Евросоюза.

Такие объекты топливной инфраструктуры, как трубопроводы и терминалы СПГ, строить дорого, а их предполагаемый срок службы исчисляется десятилетиями. Стоимость Восточноафриканского нефтепровода (EACOP) TotalEnergies и CNOOC составит более 5 млрд долл., и ожидается, что он будет эксплуатироваться не менее 20 лет. Проекты по производству СПГ компаний ExxonMobil и Eni в Мозамбике и Equinor в Танзании оцениваются в 30 млрд долл. каждый и проработают более 30 лет. Эти проекты обеспечат неснижаемый уровень выбросов парниковых газов на десятилетия и лишат принимающие страны возможности сосредоточиться на возобновляемом будущем. По данным Международного энергетического агентства, для достижения полного доступа к современным источникам энергии в Африке к 2030 году потребуются инвестиции в размере 25 млрд долл. в год — сумма, сравнимая со стоимостью одного крупного проекта СПГ.

Нефтегазовые компании планируют строительство новых африканских СПГ-терминалов общей мощностью более 87 млн ​​тонн в год. Эти проекты увеличат мощность существующих в Африке СПГ-терминалов на 116%. При этом более 89% новой инфраструктуры ориентировано на экспорт, в основном в Европу и Азию. «Зависимость Европы от ископаемого топлива является ключевым фактором для новых СПГ-проектов в Африке. Гонка за африканскими нефтью и газом не имеет ничего общего с улучшением доступа африканцев к энергии», — говорит Анабела Лемос (Anabela Lemos), директор Justiça Ambiental («Друзья Земли» Мозамбика).

Уголь: ни «поэтапного отказа», ни «поэтапного сокращения»

Хотя количество угольных электростанций, которые планировалось строить в Африке, за последние четыре года сократилось, угольная промышленность на континенте продолжает расширяться. Новые угольные электростанции, шахты или объекты инфраструктуры для транспортировки угля планируются или в настоящее время разрабатываются в 11 африканских странах. Планируется строительство новых угольных электростанций общей мощностью более 10 ГВт. Более половины из них – в Зимбабве, но в основном они будут обеспечивать горнодобывающую промышленность, а не 47% населения страны, которые до сих пор не имеют доступа к электричеству. В настоящее время в девяти африканских странах вновь разрабатываются или расширяются 70 угольных шахт. Странами с наибольшим количеством проектов по добыче угля являются Южная Африка (49), Зимбабве (6), Ботсвана (5) и Мозамбик (4).

Чей банкет?

«Африка обладает 39% мирового потенциала возобновляемых источников энергии. Но иностранные инвесторы продолжают поддерживать ископаемое будущее для нашего континента», — говорит Бобби Пик (Bobby Peek) из кампании «Жизнь после угля» в ЮАР. По состоянию на июль 2022 года более 5000 институциональных инвесторов владели акциями и облигациями компаний, разрабатывающих новые проекты по добыче полезных ископаемых в Африке, на сумму 109 млрд долл. 50% этой суммы приходится на долю 23 крупнейших инвесторов, из которых 14 имеют штаб-квартиры в США, 6 – в Европе. Среди них Deutsche Bank с DWS и Allianz со своими дочерними компаниями AGI и Pimco. Крупнейшим институциональным инвестором в области расширения использования ископаемого топлива в Африке является американский инвестиционный гигант BlackRock с вложенными активами на сумму более 12 млрд долл.

С капиталом в 1,2 млрд долл США Deutsche Bank и его дочерняя компания DWS занимают 17-е место в международном рейтинге инвесторов и 4-е место в Европе. Здесь выделяется объем инвестиций в TotalEnergies, крупнейшую движущую силу расширения добычи ископаемого топлива на африканском континенте. Deutsche Bank является восьмым по величине инвестором TotalEnergies на международном уровне и третьим по величине в Европе.

Allianz (с AGI и Pimco) занимает 21-е место в мире и 6-е место в Европе с 938 млн долл. Allianz Group также является вторым по величине инвестором в Европе по увеличению добычи угля в Африке.

В период с января 2019 года по июль 2022 года коммерческие банки предоставили более 98 млрд долл. в виде кредитов и андеррайтинга компаниям, разрабатывающим новые проекты по добыче ископаемого топлива в Африке. Банком номер один, поддерживающим рост использования ископаемого топлива в Африке, является Citigroup (5,6 млрд долл.), за ним следуют JPMorgan Chase (5,1 млрд долл.) и BNP Paribas (4,6 млрд долл.).

В международном сравнении Deutsche Bank занимает 18-е место с общей суммой кредитов и андеррайтинга в размере 1,7 млрд долл. (в Европе: 9-е место). Commerzbank занимает 35-е место (в Европе: 15-е место).

В европейском сравнении оба немецких банка входят в десятку крупнейших финансистов расширения угольной промышленности в Африке: Deutsche Bank находится на 3-м месте, а Commerzbank — на 10-м. 

Deutsche Bank и Commerzbank также популярны у нефтяных транснациональных корпораций: Deutsche Bank занимает 8-е место в мире среди кредиторов у ExxonMobil, 9-е – у TotalEnergies, 10-е – у BP и 12-е – у Shell. В финансировании BP Commerzbank даже обошел Deutsche Bank, заняв 9-е место по оказанию финансовых услуг этой компании. Которая, помимо прочего, является основным инвестором и оператором проекта спорного газового месторождения Гранд-Торту Ахмейим у берегов Сенегала и Мавритании, газ с которого предполагается экспортировать в 2023 году, в том числе, по просьбе канцлера Олафа Шольца, в Германию (см. также тематическое исследование в докладе).

72% коммерческих банков, поддерживающих расширение использования ископаемого топлива в Африке, являются членами Net Zero Banking Alliance. «Обещания нулевого нетто на завтра ничего не значат, когда сегодня вы тратите миллиарды долларов на расширение производства ископаемого топлива. Финансовые учреждения, заявляющие о своей приверженности цели 1,5°C, должны прекратить поддерживать клиентов, которые подталкивают нас к 2,8°C. Необходимо срочно ужесточить руководящие принципы банков и инвесторов в отношении ископаемого топлива. Это также относится к немецким учреждениям, прежде всего к Deutsche Bank с его дочерней компанией DWS. Они претендуют на устойчивость, но никоим образом не соответствуют ей, если продолжают поддерживать такие компании, как Total&Co», — подчеркивает Хеффа Шюкинг.

«Финансовым учреждениям пора отступить от компаний, которые разбазаривают оставшийся мировой углеродный бюджет и приковывают Африку к грязным источникам энергии прошлого. Организации гражданского общества по всей Африке призывают к зеленому будущему с использованием возобновляемых источников энергии, которое дает каждому доступ к энергии», — говорит Омар Эльмави от имени 36 африканских соредакторов доклада.

Реклама

Оставьте комментарий

Filed under 2022-11, COP-27, Egypt

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s