Центр климатических исследований (Climate Investigation Center) опубликовал данные, которые могут объяснить, почему переговоры по климату продвигаются так медленно. На сессии переговоров ООН в Бонне в очередной раз поднимается вопрос о влиянии представителей крупного бизнеса на решения правительств.
Как показывают исследования Climate Investigation Center, объединения, представляющие энергетических гигантов, ответственных за большую долю выбросов парниковых газов, аккредитуют и отправляют на сессии переговоров ООН группы иногда большие, чем делегации целых стран. База данных, составленная группой мониторинга Центра климатических исследований (CIC), содержит список всех наблюдателей из отраслевых ассоциаций, которые участвовали в переговорах ООН по климату с 1995 года. За этот период лоббистские группы, представляющие крупнейших в мире загрязнителей, направили на климатические переговоры десятки тысячи делегатов.
Правила Рамочной конвенции ООН по изменению климата (РКИК ООН) позволяют торговым ассоциациям участвовать в ежегодных переговорах и межсессионных совещаниях РКИК ООН в качестве наблюдателей, зарегистрированных как деловые и промышленные НПО, или БИНГО. Кроме того, представители ископаемого бизнеса и крупных энергокорпораций появляются в переговорных залах с официальными бэджами. РФ привозит сотрудников атомного ведомства, нефтяных, алюминиевых и угольных гигантов в составе официальной делегации. Представители бизнеса зачастую используют международную климатическую площадку для продвижения своих далеко не самых дружественных климату идей.
Наблюдатели от общественных организаций и представители официальных делегаций развивающихся стран считают, что такая ситуация провоцирует возникновение конфликта между странами, которые хотели бы скорейшего сокращения выбросов, и такими, чьи финансовые выгоды сильно зависят от ископаемого топлива.
Представители бизнеса говорят, что их важно включать в дебаты по климату, поскольку именно промышленности придется менять мировую экономику. Оппоненты опасаются, что неконтролируемое присутствие представителей крупного бизнеса может привести к откату от целей международной конвенции по климату.
Нниммо Басси (Nnimmo Bassey), директор Friends of the Earth International, которая проводит кампанию за повышение прозрачности на переговорах по климату, считает, что присутствие промышленных групп «заставляет мир отказаться от обсуждения насущной необходимости отказа от ископаемого топлива».
Международная группа по торговле выбросами (IETA) и Международная ассоциация охраны окружающей среды в нефтяной промышленности (IPIECA), членами которых являются в том числе BP, ExxonMobil, Chevron, Shell и другие ископаемые гиганты с 2000 года в общей сложности отправили около 2,5 тысяч делегатов на Конференции Сторон и межсессионные встречи.
«Мы не участники переговоров — мы наблюдатели и сторонники процесса. Мы не принимаем решения в Бонне, поэтому конфликта нет», — говорит генеральный директор IETA Дирк Форрeстер (Dirk Forrester).
IETA и IPIECA представляют компании, которые ранее были частью Глобальной климатической коалиции (GCC) — ныне не существующей лоббистской группы, которая сильно повлияла на распространение климатического скептицизма 90-х годах.
Внутренние документы GCC, попавшие в распоряжение Центра климатических исследований, показывают, как группа использовала переговоры ООН для продвижения интересов своих членов. В документах подробно рассказывается о том, как GCC оказывала влияние на политиков, в том числе в дискуссиях с Межправительственной группой экспертов ООН по изменению климата (МГЭИК), чтобы оспорить связь между антропогенными выбросами и глобальным потеплением. В одной внутренней записке от 1996 года говорится о том, что формулировка, предложенная GCC для технического документа МГЭИК, была «принята почти полностью».
«GCC использовал свой доступ на переговорах для контроля за ходом переговоров, оказания давления на различные национальные делегации, в том числе через делегацию США, — говорит Керт Дэвис (Kert Davies) из CIC. — Эти торговые ассоциации, финансируемые теми же игроками в отрасли ископаемого топлива, все еще могут свободно посещать залы и влиять на правительства на переговорах».
Митика Мвенда (MithikaMwenda) изPan African Climate Justice Alliance считает, что присутствие нефтегазовых компаний на переговорах по климату помогает продвигать политику, благоприятствующую самым крупным загрязнителям.
Год назад в Бонне переговорный блок Группы африканских государств подал заявку о признании риска конфликта интересов в рамках климатического процесса ООН, как это делается в параллельных программах ООН (к примеру, по регулированию табака). Африканские делегаты заявили, что проблема с представителями индустрии ископаемого топлива на переговорах по климату была настолько серьезной, что «угрожала целостности и легитимности» Парижского соглашения. Однако заявление африканской группы было проигнорировано развитыми странами, а обсуждение вычеркнуто из официальных отчетов. Международные чиновники заявили, что ни одна группа наблюдателей на переговорах не имеет возможности продавливать принятие нужных ей решений. Соответствует ли это действительности?