
Выставка, посвященная трансформации угольного региона. Катовице/Польша. («Меньше двух»)
Эксперты Carbon Tracker провели расчет возможных финансовых потерь угольных компаний к 2040 году. Результаты этой работы были представлены на переговорах ООН по климату в Катовице (Польша). По мнению аналитиков, отказ от угольной генерации в рамках климатических соглашений, а также удешевление энергии от возобновляемых источников — главные угрозы для промышленности. Согласно расчетам, 42% угольных ТЭЦ в мире уже убыточны, а к 2040 году это число достигнет 72%. В 2030 году дешевле будет эксплуатировать станции на возобновляемых источниках (ВИЭ), чем продолжать вырабатывать энергию на 96% угольных станций мира.
“Если Китай откажется от угольной генерации, то сможет сэкономить 389 миллиардов долларов, Евросоюз сэкономит — 89, США — 78, а Россия — 20”, — говорится в пресс-релизе о докладе Carbon Tracker.
Эксперты рассматривали в исследовании три крупнейшие российские компании, владеющие угольными мощностями: Газпром, СУЭК, Интер РАО. При отказе от угля онисмогут сэкономить соответственно $5,8 млрд, $1,3 млрд и $4,1 млрд.
Электроэнергия, полученная от ВИЭ, может стать дешевле угольной в России уже к 2020 году, такая же ситуация и в те же сроки сложится в Украине и во Вьетнаме. Уже сегодня ВИЭ дешевле угля в Австралии, США, Китае и ЕС. Дольше всего ждать дешевой энергии от ВИЭ будут в Японии и Южной Корее.
Эксперты полагают, что переход на ВИЭ возможен, если прекратить субсидии угольной отрасли. Это позволит заработать рыночным механизмам. Как только государственная поддержка пропадет, частные инвесторы также прекратят вкладывать деньги в угольные проекты.
В России процветает скрытое субсидирование угольной промышленности. Государство регулирует цены на угольную генерацию, выделяет деньги для РЖД, чтобы последние могли обеспечить низкую цену для перевозки угля. По расчетам Carbon Tracker, угольная энергетика в РФ уже убыточна, каждый выработанный МВт/час приносит $12 убытков.
Рост издержек на угольные ТЭС исследователи связывают также с налогами и сборами, которые могут быть введены мировым сообществом в качестве компенсации экологического ущерба.
Между тем, в Генеральной схеме размещения объектов электроэнергетики РФ до 2035 года говорится, что к 2035 году планируется незначительное увеличение доли угля (с 25% в 2015 году до 25,7-25,8% к 2035 году).
“Значимая роль угольной генерации обусловлена относительно низкой стоимостью угля, возможностью повысить энергобезопасность благодаря хорошей обеспеченности запасами угля и возможности его хранения, но многие страны начинают снижать долю угля ввиду ужесточающихся экологических требований”, — ранее объяснил руководитель направления «Электроэнергетика» Центра энергетики бизнес-школы “Сколково” Алексей Хохлов, руководитель исследования о перспективах угля для России.
Пока самым крупным производителем угольной электроэнергии является Китай, мощность его станций около 995 ГВт (почти 50% в мире). В США на угольных станциях вырабатывают 259 ГВт, однако с 2012 года угольная генерация снизилась там на 28%.
Рассуждая о неэффективности угольной генерации и ее убыточности «эксперты» всегда забывают по теплоснабжение, которое тоже на угле. Расскажите как от ВИЭ отопить дома в Якутии, Бурятии, Забайкальском крае, Красноярском крае, Новосибирской области, Хакасии и т.д…
Вам ничто не мешает спросить это у Carbon Tracker, мы лишь пишем о том, что говорят аналитики, но вместо них отвечать все-таки не можем. В целом по этой ситуации и безотносительно исследования CT — главное в России сейчас не вид топлива (не только за счет угля можно получать тепловую энергию — факт), а энергоэффективность. Устранить ситуацию, при которой отапливают улицы просто потому, что иначе душно в квартирах, а способа регулировать отопление нет. Устранить ситуацию, при которой выгодно сжечь побольше топлива. При условии высоких стандартов энергоэффективности в том регионе, о котором вы говорите, можно было бы значительно уменьшить выбросы (и расход топлива). И это вопрос не что жечь, а сколько — другими словами, вопрос современной инфраструктуры. В которую и надо вкладываться. Энергоэффективность — самый большой источник энергии на сегодня в России. О топливе — вопрос второй.
Согласен с Вами. Как работник энергетической отрасли, знающий ситуацию изнутри, добавлю: сегодня энергосбережением занимаются все коммерчески ориентированные структуры (включая производителей энергии) и население. Степень их мотивации напрямую связана с экономическим стимулом, сегодня деньги умеют считать все. Поэтому степень и скорость энергосбережения напрямую зависит от темпов роста цен и тарифов, а технологии доступны. Производители электрической и тепловой энергии тоже могут снизить выборосы путем модернизации, но для этого им нужен источник финансирования, он сегодня один — тарифы/цены, контролируемые государством.