
«Меньше двух»
«Днем русского леса» открылась работа павильона Российской Федерации на переговорной конференции ООН по климату в Катовице (СОР24). Представители Федерального агентства лесного хозяйства, Авиалесоохраны, Рослесинфорг и Рослесозащиты рассказали делегатам климатической конференции о борьбе с лесными пожарами и мерах по лесовосстановлению.
«Уже сейчас Россия сталкивается с последствиями изменения климата. В будущем этих последствий станет еще больше», – отметил начальник Управления науки и перспективного лесного развития Федерального агентства лесного хозяйства Владимир Дмитриев.
Представитель лесного ведомства напомнил присутствующим об огромной роли российских лесов: вРФ находится 70% мировых площадей бореальных лесов, и эти леса являются ключевым фактором регулирования климата на глобальном уровне.
Сейчас российские леса поглощают углекислого газа больше, чем выбрасывают. Разница, по официальным отчетным данным, примерно 300-500 млн тонн нетто-стока CO2 в год. По мере того, как леса будут стареть и гореть, по расчетам Центра экологии и продуктивности лесов РАН, при плохом климатическом сценарии, этот нетто-сток примерно в 2046 году превратится в нетто-эмиссию, то есть в выбросы.
Вопрос поглощения углерода лесами в последнее время становится приоритетным для российского лесного хозяйства. Системные меры по достижению баланса выбытия и воспроизводства лесов предусмотрены в федеральном проекте «Сохранение лесов» в рамках национального проекта «Экология». К 2024 планируется в целом увеличить площадь лесовосстановления до 1 млн 550 тыс га в год, а площадь искусственного лесовосстановления должна достигнуть 310 тыс га в год.
Не забыта проблема ущерба от неблагоприятных погодных явлений и других эффектов, связанных с изменением климата. В «Стратегии развития лесного комплекса Российской Федерации до 2030 года» появился специальный раздел «Климатическая политика», где закреплены общие принципы и направления действий, в том числе по адаптации к новым климатическим условиям.
Важный этап для реализации российской климатической политики — формирование планов для всех субъектов РФ. Прогрессивным шагом можно считать то, что в новой «Типовой форме состава лесного плана субъекта РФ» теперь прописаны риски от изменения климата и меры по их снижению. Каждый регион обязан представить информацию о планируемых мероприятиях по сохранению экологического потенциала лесов, адаптации к изменениям климата и повышению устойчивости лесов. Нужно указывать объемы и прогнозную стоимость необходимых работ. Предусмотрено пять видов рисков, вызванных климатическими изменениями.
Как рассказал начальник ФБУ «Авиалесоохрана» Виталий Акбердин, большой урон российским лесам приносят лесные пожары, которые возникают в подавляющем числе случаев из-за антропогенных факторов, то есть от деятельности человека.
Горение лесов на северных территориях и в Сибири дает непредсказуемый негативный эффект. Ученые Красноярского научного центра Сибирского отделения Российской академии наук (КНЦ СО РАН) с коллегами из Германии оценили объемы выбросов парниковых газов в атмосферу при лесных пожарах в Сибири.«Во время интенсивного горения леса концентрация угарного газа по сравнению с фоновым содержанием в воздухе повышается почти в 30 раз, метана — в два раза, углекислого газа — на 8%», – утверждают ученые.
Участники встречи в русском павильоне также рассказали о современных формах и методах борьбы за сохранение лесов. От чего могло сложиться впечатление, что в этой сфере в лесах России в общем-то все неплохо.
Это не совсем так. По статистике, ежегодно в России сгорает 2 млн га леса. Это в два раза больше, чем потери от легальных и нелегальных вырубок.В 2018 году горели в основном относительно малонаселенные районы Забайкалья, Дальнего Востока и Севера России. Экологическая катастрофа происходит на удаленных от Москвы территориях и остается малозаметной.
Не все в порядке сконтролем за процессами вырубки и лесовосстановления. Полномочия по государственному лесному надзору и контролю с 2007 года переданы субъектам Российской Федерации. И тут возникает противоречие: содной стороны, именно регион должен контролировать состояние лесов, с другой – сдача леса в аренду является одним из источников пополнения регионального бюджета.
Лесной сектор – это то немногое, в чем не скрывают свою заинтересованность представители России на климатических переговорах. Но если не будет ратифицировано Парижское соглашение, лесной сектор будет отрезан от международного финансирования.
Непонимание и/или неприятие Парижского соглашения руководством страны и частью крупного бизнеса не дает России полноценно использовать свой климатический потенциал и стать лидером процесса. Многие годы представители экологических организаций призывают Россию принять отдельную цель по лесам, перестав учитывать поглощение углекислого газа лесами в общих действиях по снижению выбросов парниковых газов. Необходимо исключить из хозяйственного использования малонарушенные и особо ценные экосистемы, сделать устойчивым лесопользование на уже освоенных территориях, обеспечить эффективную охрану лесов от пожаров.