На фоне своих успешных сестер – ветряной и солнечной – геотермальная энергетика выглядит незаслуженно обойденной. Но она способна сыграть огромную роль в выполнении целей Парижского соглашения и трансформации глобального энергетического сектора.
«Мы провели исследование, которое показывает, что именно возобновляемые источники энергии способны привести энергетический сектор в соответствие с целью удержать рост температуры в пределах менее 2°С, причем это не только осуществимо, но и экономически выгодно. Инновационные возможности геотермальной энергии ожидают здесь широкого применения своего потенциала: как в производстве электроэнергии, так и в обеспечении теплом», – отметил на круглом столе, состоявшемся в рамках 23-й Конференции сторон Рамочной конвенции по изменению климата в Бонне, Аднан Амин (Adnan Z. Amin), генеральный директор Международного агентства по возобновляемым источникам энергии (IRENA).
Подземное тепло представляет собой доступный круглогодично и круглосуточно, предсказуемый – а значит, способный обеспечить базовую нагрузку – и крупномасштабный источник чистой энергии, потенциал которого в настоящее время использует лишь в незначительной степени. Между тем, количество подземного тепла на расстоянии 10 тысяч метров от поверхности Земли содержит в 50 тысяч раз больше энергии, чем все запасы нефти и газа в мире.
В настоящее время основным препятствием для развития геотермальной энергетики, по словам Амина, являются высокие начальные затраты, связанные с разведкой и бурением. Однако расширение ее применения и появление новых рынков будет способствовать снижению стоимости геотермальной энергии и повышению ее конкурентоспособности – так же, как это уже произошло с ветроэнергетикой и фотоэлектричеством. В 2016 году количество установленных геотермальных мощностей в мире составило 12,7 ГВт, а стоимость геотермальной электроэнергии – от 0,04 до 0,14 доллара за киловатт-час (исходя из расходов на содержание станции в размере 110 долларов/кВт в год и срока эксплуатации в 25 лет), и, согласно расчетам до 2050 года, этот показатель будет снижаться.
Геотермальная доля в производстве электроэнергии в мире в 2015 году составила всего 0,3%. Ведущими производителями геотермальной энергии являются США (2,5 ГВт установленных мощностей), Филиппины (1,9 ГВт) и Индонезия (1,5 ГВт, и собирается добавить еще 4 ГВт). Минувший год стал рекордным за последние 10 лет по прибавлению установленных геотермальных мощностей году: 901 МВт был введен в строй в Кении (518 МВт), Турции (197 МВт) и Индонезии (95 МВт).
В России установленные геотермальные мощности составляют, по данным IRENA, 87 МВт. После 2015 года планируется увеличение до 150,2 МВт. На Камчатке за счет этих мощностей покрывается 40% потребности в энергии, при этом РАН оценивает геотермальные ресурсы полуострова в 5000 МВт.
В зависимости от своих характеристик геотермальные источники могут использоваться для отопления/охлаждения или для производства электроэнергии. Подавляющее большинство средне- и высокотемпературных геотермальных источников, подходящих для генерации электроэнергии, располагаются в районах вулканической активности. Новая Зеландия, Сальвадор, Италия активно используют подземное тепло для выработки электроэнергии. Но геотермальное тепло доступно почти повсеместно. Страны, расположенные в геологические стабильных областях, могут использовать низкотемпературные (ниже 150°С) геотермальные источники для производства тепла. Новые геотермальные теплостанции открываются в Германии, Франции, Голландии. Всем известен пример Исландии – но и Кения идет тем же путем.
«Мы использует геотермальные источники для производства индустриального тепла и в сфере туризма: после экскурсий в дикую природу гости страны могут насладиться геотермальным спа-центром, – говорит министр энергетики Кении Чарльз Кетер (Charles Keter). – У Кении большие планы в отношении геотермальной энергии на ближайшие годы: мы собираемся к 2020 году нарастить установленные геотермальные мощности до 1500 МВт. Снижение стоимости геотермальной энергии мы наблюдаем уже сейчас».
На прошлой неделе государственную поддержку из источников ЕС в размере 30 млн злотых получили два первых проекта строительства тепловых геотермальных станций в Польше: в Торуни и Подгале. Геотермальные проекты, подчеркнул министр окружающей среды Польши Ян Шишко, могут помочь заменить ископаемое топливо и сократить выбросы парниковых газов: «На глубине 2000-3000 метров температуры достаточно высокие для отопительных проектов, только пользуйся и пользуйся».
«Сектор теплоэнергии представляет из себя гигантское поля для применения, тем более что прогноз роста потребности в тепле в будущем составляет 44% — больше, чем в электроэнергии, — отмечает Александер Ритчер (Alexander Ritcher), президент Международной геотермальной ассоциации (IGA). – Низкие температуры — 40-80% — это абсолютно достаточно для производства тепла для отопления и многих видов промышленных процессов».
Именно геотермальное тепло является энергией Матери-Земли, а не атомная энергетика, на что претендует представленное на климатической конференции ООН ядерное лобби. И как в интересах как Матери-Земли, так и как в целях выполнения Парижского соглашения разумно было бы направить то климатическое финансирование, за которым охотится атомная индустрия, на многообещающее развитие геотермальной энергетики, которая остро нуждается в инвестициях. В конце концов, как говорит исполнительный директор IGA Марит Броммер, «геотермальное тепло – это приятно, разве не приятно лежать в источнике под открытым небом? Мы все любим геотермальную энергию!»