ДАЛЕКО ЛИ НА ЭЛЕКТРОМОБИЛЕ ДО ТАЛЛИНА?

elmofrontnew

Транспортный сектор, на долю которого приходится 15% всех ежегодных выбросов парниковых газов в мире, является важной областью приложения как усилий по смягчению изменения климата, так и мер по адаптации. Как построить гибкую к последствиям изменения климата и соответствующую целям устойчивого развития транспортную систему – этот вопрос обсуждался на сайд-ивенте климатической конференции в Бонне, организованном министерством окружающей среды Эстонии.

С одной стороны, транспортная инфраструктура по всему миру подвержена воздействию изменения климата и уязвима к экстремальным погодным явлениям. С другой стороны, гибкая и устойчивая транспортная сеть крайне важна при чрезвычайных ситуациях. Нарушения транспортного сообщения имеют огромные экономические и социальные последствия. Так, по данным Международного союза железных дорог (UIC), повреждения железных дорог в Европе обходятся в 300 млн евро в год, при этом 80% повреждений вызваны крупными наводнениями.

В своих национальных вкладах в выполнение целей Парижского соглашения 75% стран выдвигают потенциал транспортного сектора для сокращения выбросов на первый план. В Европе исключение составляют лишь Россия, Беларусь и Украина. Меры по адаптации транспортных систем, согласно анализу, выполненному Партнерством за устойчивый низкоуглеродный транспорт (SLoCaT), затрагивают 13% стран.

Между тем, в будущем потребность в транспорте будет лишь расти, вслед за ростом экономики и населения Земли. По данным ОЭСР, в пассажирских перевозках ожидается увеличение с нынешних 50 000 млрд пассажиро-километров до 120 000 млрд к 2050 году, в грузовых – со 112 000 млрд тонно-километров до 329 000 млрд.

По словам Меелиса Мюнта (Meelis Münt), вице-канцлера по вопросам климата министерства окружающей среды Эстонии, переход к средствам передвижения с низким уровнем выбросов парниковых газов уже начался в мире. «Энергоэффективность топлива и средств передвижения, электрификация, гидрофикация, биотопливо – у транспорта огромные возможности стать более чистым, чем сейчас», – утверждает Мюнт.

Наряду со стратегией по снижению выбросов, предусматривающей сокращение на 80% к 2050 году от уровня 1990 г., Эстония приняла стратегию адаптационных мер, в которой уделяется внимание созданию гибкой, устойчивой к изменению климата транспортной сети, способной, по словам Мюнта, прослужить стране десятилетия и даже века. Какими же средствами реализуются климатические стратегии в отношении транспорта в Эстонии?

«Одним из решений, – говорит Марта Раамата (Mart Raamat), советник по международным отношениям и энергетике министерства окружающей среды Эстонии, – является ресурс, в настоящее время не находящий применения – огромные луга Эстонии. При применении соломы с этих лугов (80%) и отходов сельского хозяйства и промышленных процессов (20%) для производства биометана, им можно было бы заменить треть всего топлива, в настоящее время потребляемого транспортным сектором страны.

Однако по подсчетам стоимость биометана окажется в 1,75-2 раза выше цены на автомобильное топливо на автозаправках, соответственно, без политических решений и государственной стимуляции производства и потребления биометана не обойтись, отмечает чиновник. Так, разработана схема развития системы заправочных станций, на которую выделены 1,5 млн евро: сейчас в стране действует 6 таких станций, и в рамках схемы поданы заявки на финансирование еще 31. Также предусмотрены субсидии для общественного транспорта, использующего биометан местного производства, покрывающие для перевозчика разницу в цене на топливо, и демонстрационный проект – строительство завода по производству биометана из отходов молочной промышленности мощностью 1,28 млн куб. м. Благодаря упомянутым мерам планируется достичь потребления биометана в объеме 4000 тонн, что составит 0,5% всего потребляемого эстонским транспортом топлива. «На этом топливе поедут первые автобусы, пока в Эстонии нет машин, ездящих на биометане, но они скоро будут», – оптимистично настроен Раамат. У Эстонии большие планы на биометан: согласно национальной климатической стратегии, к 2030 году он должен составлять уже 20% всего потребляемого транспортом топлива, к 2050 году – 32%.

Другое направления инноваций, способствующих выполнению климатических обязательств Эстонии в транспортном секторе, это повышение эффективности топлива и электрификация грузового транспорта. Для развития электромобильного транспорта Эстония использует систему торговли квотами на выбросы.

«Я очень рад, что мы смогли максимально эффективно использовать механизмы Киотского протокола для реализации ряда проектов по сокращению выбросов парниковых газов в области энергоэффективности, возобновляемой энергии и транспорта», – говорит Ханну Ламп (Hannu Lamp) из министерства окружающей среды Эстонии.

В 2010-2013 гг. Эстония заключила 22 договора по продаже своих неиспользованных прав на выбросы, как это установлено статьей 17 Киотского протокола, правительствам Австрии, Испании и Люксембурга и четырем японским корпорациям, включая Мицубиси (Mitsubishi). Данная схема зеленого инвестирования, по словам Лампа, позволила привлечь 392,6 млн евро и осуществить строительство когенерационных станций, оборудование домов бойлерами и реновацию трубопроводов в 63 районах, установить светодиодное уличное освещение в 7 городах, запустить 20 энергоэффективных трамваев в Таллинне, построить 3 ветроэнергетические станции, обеспечить 120 экономичных автобусов для обслуживания сельских маршрутов, повысить энергоэффективность 576 многоквартирных, 292 частных домов и 540 общественных зданий, приобрести 95 солнечных и ветровых микроустановок.

Благодаря продаже кредитов на выбросы компании Мицубиси в Эстонии в 2011-2016 годах реализовывалась программа развития электромобильности (ELMO). В рамках этой программы 507 электромобилей переданы в пользование муниципальным социальным работникам и выделено 657 грантов на приобретение электромобилей. В Таллинне и Тарту открыты системы проката электромобилей, клиентская база которых насчитывает около 7 тысяч человек, количество обращений за услугой превышает 30 тысяч. «Первый час аренды электромобиля стоит всего 3 евро, сутки – 30 евро», – отмечает Ламп. В 2012 в стране запущена инфраструктура электрозаправочных станций, насчитывающая 167 пунктов зарядки электромобилей на расстоянии 40-60 км один от другого. Эстония стала первым государством в мире, организовавшим такую сеть.

Реклама

Оставьте комментарий

Filed under блог-записи

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s