Не собираясь отказываться от финансирования угольного сектора, правительства и финансовые институты обеспечивают продолжение разрушительного загрязнения атмосферы, подрывают выполнение целей климатического соглашения и препятствуют переходу к чистой энергетике.
В 2007-2015 годах Группа двадцати (G20) – клуба правительств и банков стран с наиболее развитой экономикой, членом которого является и Россия – инвестировала в угольные проекты по всему миру 76 миллиардов долларов, главным образом через экспортно-кредитные агентства. Об этом говорится в докладе «Углеродный капкан: как международное угольное финансирование подрывает Парижское соглашение и развитие чистой энергетики», подготовленном представленном Советом по защите природных ресурсов (NRDC, США) и представленном в понедельник на пресс-конференции в рамках 22-й конференции сторон РКИК ООН в Марракеше.
Лидерами угольного финансирования, по данным доклада, являются Китай (25 млрд долл.), Япония (21 млрд долл.), Германия (9 млрд долл.) и Южная Корея (7 млрд долл.), в совокупности предоставившие 80% инвестиций G20 в добычу и сжигание угля. Эти грязные инвестиции не дают странам вырваться из ловушки углеродоемкой экономики, которая разрушает здоровье людей, окружающую среду и климат на планете.
Несмотря на то, что в рамках Парижского соглашения, которое призывает перенаправить триллионы долларов инвестиций в русло низкоуглеродного развития, страны согласились ликвидировать свою зависимость от угля, G20 собирается вложить в угольную индустрию еще 24 млрд долларов, в том числе Япония – 10, Китай – 8, Южная Корея – 2 млрд долларов.
С 1 января 2017 года в странах-членах ОЭСР вступят в силу новые правила финансирования угольных проектов по линии экспортных кредитов, налагающие запрет на инвестирование крупных (мощностью более 500МВт) станций, не оснащенных технологией улавливания и хранения углерода. Однако финансирование менее мощных станций в беднейших развивающихся странах и странах с ограниченной электрификацией по-прежнему возможно.
«Япония продолжает с энтузиазмом поддерживать уголь, – отмечает Хан Чен (Han Chen) из NRDC. – Доля Японии в разрушающем климат угольном финансировании огромна».
После того как был одобрен новый порядок выдачи угольных кредитов ОЭСР, Япония ослабила принципы оценки инвестиционных рисков Японского банка международного сотрудничества так, чтобы они позволяли инвестиции высокого риска, включая проекты в энергетическом секторе. Страна собирается вкладывать миллиарды долларов в строительство угольных станций, в первую очередь в Индонезии и Вьетнаме.
«Даже после достижения Парижского соглашения и договоренностей ОЭСР Япония по-прежнему инвестирует в уголь значительные средства и поощряет новые проекты, игнорируя тот факт, что в глобальном углеродно бюджете нет места для новых угольных станций. Японии не стоит гордиться соревнованием с Китаем в распространении грязной энергии по миру. Будучи стороной, подписавшей Парижское соглашение, Япония должна немедленно прекратить финансировать угольный сектор и способствовать климатической катастрофе», – говорит Кимико Хирата (Kimiko Hirata), международный директор японской организации Kiko Network.
Германия также планирует финансировать угольные проекты в нескольких странах, в том числе России и Казахстане. Россия занимает 5-е место в списке стран – получателей международного угольного финансирования: в 2007-2015 гг. Группа двадцати выделила на развитие российского угольного сектора почти 6 млрд долларов.
По мнению авторов доклада, государственная поддержка ископаемых видов топлива, которая обеспечивает дальнейший выброс в атмосферу парниковых газов, должно быть прекращено. Для этого правительствам необходимо законодательно ограничить финансирование угольных проектов и исключить угольные проекты из сферы деятельности таких институтов, как кредитно-экспортные агентства, банки развития и государственные банки.
Уведомление: Вуглецевий капкан: як міжнародне вугільне фінансування підриває Паризьку хартію та розвиток чистої енергетики | Energy Magazine