НИ ДВА, НИ ПОЛТОРА

Климатические обязательства стран неадекватны. Парижское соглашение признало новую климатическую цель — рост средней температуры на планете желательно сдержать в пределах 1,5°C. Ранее чаще всего упоминалась цель в 2°C. Тем не менее, национальные  климатические обязательства, взятые на себя странами, недостаточны для достижения ни той, ни другой цели.

«Нынешний уровень амбиций, представленных в национальных планах INDC, не совместим ни с одной из траекторий – ни при 2, ни при 1,5 градусах, – отметила Ясмин Канцлер (Jasmin Cantzler) из берлинского Института климатической аналитики (Climate Analytics) на мероприятии, состоявшемся сегодня в рамках переговорной сессии Рамочной конвенции ООН по изменению климата в Бонне. – Нынешние стратегии ведут к повышению температуры на 3,3-3,8 градуса, национальные климатические обязательства и обещания – на 2,5-2,7 градуса».

Таковы данные независимой научной оценки действий и усилий стран в отношении глобальной договоренности о сокращении выбросов парниковых газов Climate Action Tracker (CАТ), которую Climate Analytics в сотрудничестве с другими исследовательскими организациями выполняет с 2009 года. CAT анализирует данные по 32 странам (включая всех крупнейших эмиттеров), на долю которых приходится более 80% всех выбросов CО2 в мире и примерно 70% населения Земли.

Обязательства России авторами анализа отнесены к категории «неадекватных» – то есть таких, которые ведут к повышению глобальной температуры на 3-4 градуса. К этой же категории отнесены обязательства Украины, Канады, ЮАР, Австралии, Саудовской Аравии, Турции, Аргентины и Чили. А вот крупнейшие эмиттеры – США, Китай и Индия – заслужили «средний» балл, что, впрочем, означает превышение двухградусного порога.

Между тем, цель «меньше 1,5°C», по словам директора  Института климатической аналитики доктора Билла Хейра (Bill Hare), технически и экономически осуществима: для ее достижения нужны те же технологии, что и для цели «меньше 2°C», только их применение должно начаться на 10-20 лет раньше. Также необходимо гораздо быстрее полностью отказаться от угля: к 2030 году потребления угля нужно сократить на 70%.

Ключевыми инструментами являются также снижение энергоемкости в промышленности и строительстве (на 30 и 50% соответственно к 2030 году) с помощью повышения энергоэффективности, повышение электрификации транспорта (в четыре раза к 2030 году) и рост инвестиций в возобновляемые источники энергии, технический потенциал которых намного превышает потребность человечества в энергии.

«Некоторые технологии возобновляемой энергетики уже конкурентоспособны при существующем уровне цен, а фундаментального технологического барьера для интеграции возобновляемых источников в существующие энергетические системы не существует, – отметил доктор Хейр. – В то время как ВИЭ способствуют устойчивому развитию, повышая энергетическую безопасность, улучшая доступ к энергии, снижая загрязнение воздуха и сопутствующие проблемы для здоровья человека».

С экономической точки зрения более жесткая климатическая цель обойдется человечеству не намного дороже прежней. Затраты, связанные с выполнением сценария «меньше 2°C»,  сократят рост мирового ВВП на 0,06% в год на протяжении 21-го века, а по сценарию «меньше 1,5°C» – на 0,1%. Это означает, что скорость экономического роста в первом случае замедлится на 2,3-2,24% в год, а во втором – на 2,3-2,2%. При траектории «меньше 1,5°C» тот же уровень благосостояния будет достигнут всего на 2 года позднее за период с 2010 по 2100 год, чем при траектории «меньше 2°C».

А вот с экологической и социальной точки зрения, согласно новому сравнительному анализу, выполненному экспертами Climate Analytics и других институтов, последствия двух сценариев повышения температуры для планеты существенно различаются. Исследование впервые оценивает оба сценария по 11 ключевым индикаторам воздействия (среди них экстремальные погодные явления, доступность водных ресурсов, урожайность, угроза коралловым рифам и повышение уровня моря) и 25 регионам мира.

Так, продолжительность тепловых волн при сценарии «меньше 1,5°C» составит 1,1 месяца, а при сценарии «меньше 2°C» – 1,5 месяца (в тропическом поясе до 2 и до 3 месяцев соответственно).  Доступ к воде в Средиземноморье сократиться в первом случае на 9%, во втором – на  17%.

При обоих сценариях половина плодородных регионов планеты пострадает от снижения урожайности, но в разной степени: при сценарии «меньше 1,5°C» урожайность пшеницы упадет на 14%, кукурузы – на 8%, риса – на 8%, сои – на 10%, при сценарии «меньше 2°C» – на 19%, 12%, 16% и 12% соответственно.

Если глобальная температура вырастет на 2 градуса, говорится в исследовании, коралловые рифы полностью исчезнут с лица Земли, а уровень мирового океана повысится к 2100 году на 50 см. Если не допустить роста температуры более чем на 1,5 градуса, можно замедлить и предотвратить таяние ледников и долгосрочное многометровое повышение уровня моря. Эти отвоеванные метры жизненно важны для прибрежных территорий и островных государств, таких как, например, Филиппины. «1,5 градуса чтобы выжить и процветать» – это, подчеркнул сегодня в Бонне секретарь Комиссии по изменению климата Филиппин Эммануэль М. Де Гузман (Emmanuel M. De Guzman), обязательная стратегия.

Оставьте комментарий

Filed under блог-записи

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s