Если авиационная отрасль срочно не займется своими выбросами, все мировые усилия по противодействию изменению климата пойдут прахом, уверены участники сайд-ивента, прошедшего накануне в Бонне в рамках Климатической конференции ООН.
Вопрос выбросов от морского судоходства и авиации не включен в Соглашение о Париже. РКИК ООН оставила этот вопрос для Международной организации гражданской авиации (ICAO) и Международной морской организации (IMO), которые давно обещали принять решение о платежах за выбросы самостоятельно. Прошло более пяти лет, но ничего кроме слов до сих пор так и не появилось.
Накануне встречи в Бонне ICAO, наконец, приняла положение о стандарте эффективности. После полного внедрения стандартов выбросы углекислого газа должны сократиться более чем на 650 миллионов тонн за период с 2020 года по 2040 год, что эквивалентно исчезновению с дорог более 140 миллионов автомобилей в год.
Но со стандартами есть одно НО – авиакомпаниям позволено продолжать работать по старым стандартам до 2018 года. Надо отметить, что в данный момент выбросы от бункерного топлива (т.е. самолетов и морских судов) не включены в национальные обязательства и показатели по выбросам стран. Обе отрасли, по прогнозам, могут удвоить или даже утроить свои выбросы к 2050 году и серьезно помешать усилиям по борьбе с выбросами.
В среднем, примерно 28 тысяч рейсов в день только в европейском воздушном пространстве выбрасывают около 560 тысяч тонн углекислого газа, что составляет треть мировых выбросов. Британские экологи подсчитали, что сэкономленные за четыре дня извержения исландского вулкана Эйяфьятлайокудль в 2010 выбросы от перелетов над Европой составили 1,3 миллиона тонн CO2. Это близко к годовому объему выбросов таких стран, как Малави, Сьерра-Леоне и Руанда.
Сейчас выбросы углекислого газа от авиации и судоходства растут на примерно 3-5 процентов в год. Планы и программы Организации Объединенных Наций и сторон по работе с изменением климата продвигаются вперед, а у крупнейших мировых эмитентов никаких серьезных планов по сокращению выбросов нет – замечают участники дискуссии, организованной в Бонне.
Выбросы от бункерного топлива от авиации и морского судоходства остаются одним из самых скандальных вопросов климатического регулирования. Европейские парламентарии неоднократно указывали представителям Международной организации гражданской авиации и Международной морской организации на необходимость конкретных действий по снижению парниковых газов. Потеряв терпение, еврочиновники даже грозили включить парниковые выбросы от морского судоходства в обязательства стран ЕС без согласия отрасли.
У инициатив по снижению выбросов крупного транспорта по-прежнему немало противников. Большинство из них не довольны европейским подходом и видят в нем ущемление прав перевозчиков, находящихся за пределами ЕС, а также пугают потребителей повышением цен. Прогрессу в обсуждении выбросов от морского судоходства и авиации в последнем раунде переговоров активно мешали страны БРИКС (в числе которых Россия), а также еще несколько крупных развивающихся стран.
Одной из стран, откуда периодически возникает критика планов по введению сборов за выбросы авиации, является Россия. Хотя на словах у Минтранса России процесс «климатической гармонизации» российской авиации в самом разгаре, а предусмотренные меры даже более долгоиграющие, чем у ICAO — до 2030 года.
Выбросы углекислого газа только от судоходства, по прогнозам экспертов, увеличатся на 50% — 250% в период до 2050 года, и это может торпедировать все парижские амбиции. Устойчивое снижение выбросов необходимо начать не позднее 2020 года, считают в неправительственной организации «Моря в опасности».