БОНН, ЕЩЕ ОДИН ШАГ К ПАРИЖУ: ЧУДА ОПЯТЬ НЕ ПРОИЗОШЛО

2015 06 Bonn 127В Бонне завершилась очередная переговорная сессия Рамочной конвенции об изменении климата (РКИК) ООН по подготовке текста Парижского соглашения, которое в 2020 году должно прийти на смену Киотскому протоколу. Следует отметить, что в согласовании почти 100-страничного документа, который представляет собой черновик будущего соглашения, страны продвинулись очень мало.

Боннские переговоры проходили одновременно по нескольким темам: долгосрочные цели по снижению выбросов парниковых газов в новом соглашении, адаптация к последствиям изменения климата, финансы, отчетность и прозрачность – и сводились в основном к сокращению текста, который все еще содержит множество опций, поддерживаемых различными группами стран.

Много времени ушло на переговоры по организации дальнейшего процесса работы: стороны обсуждали, какие вопросы обязательно должны быть решены до Парижа, что нужно включить в само соглашение, а что включить в политические декларации и в технические решения Конференции сторон.

Основное внимание боннской сессии было посвящено правилам реализации второго периода Киотского протокола (2012-2020 гг.). Были согласованы условия для стран, которые участвовали в первом периоде протокола и взяли на себя обязательства во втором. Для остальных стран, в том числе России, Беларуси, Казахстана, обсуждения правил продолжится в декабре в Париже, поскольку в Бонне в очередной раз не удалось достичь согласия по ряду вопросов.

Вернуть климатический долг – до Парижа

Особое внимание было уделено необходимости активизировать действия стран во 2-го периода действия Киотского протокола, недовыполнение обязательств по которому является основной преградой на пути нового соглашения и подрывает уверенность и доверие участников к целям и результатам переговорного процесса. Eсли развитые страны не выполнят в полном объеме свои обещания на период до 2020 год, в частности по сокращению выбросов и наполнению Зеленого Климатического Фонда, развивающиеся страны не смогут пойти на полноценное участие в Парижском соглашении.

Панафриканский альянс климатический справедливости (PACJA) выразил крайнее разочарование атмосферой недоверия, которое царило на боннской сессии. «Консенсус по ключевым элементам нового климатического пакета кажется миражом. […] Покидая Бонн, где удалось очень мало продвинуться вперед, мы призываем стороны воспользоваться оставшимися до Парижа переговорными возможностями, чтобы договориться о чем-то конкретном и подарить надежду миллионам людей, которым грозят разрушительные последствия изменения климата», — заявил секретарь альянса Митика Мвенда (Mithika Mwenda).

В 2009 году на Конференции сторон РКИК ООН (СОР-20) развитые страны взяли на себя обязательство ежегодно до 2020 года предоставлять 100 млрд долларов из государственных и частных источников на реализацию мер по борьбе с изменением климата в развивающихся странах. 5,5 лет спустя источники, инструменты и каналы предоставления средств остаются достаточно расплывчатыми и недостаточными: во время боннской сессии было представлено немало исследований, посвященных возможным источникам и сценариям наполнения климатического финансирования.

Представители развитых страны осознают необходимость срочного решения этого вопроса, и есть надежда, что до Конференции сторон конвенции (COP-21) в Париже будет прорыв хотя бы в вопросе финансирования. Летом запланировано еще две переговорные встречи по доработке текста нового соглашения, а также встреча министров финансов по вопросу выделения государственных средств развитых стран на меры адаптации к изменению климата в развивающихся странах.

Национальные обязательства после 2020 года

Страны активно продолжают подавать так называемые «национально определяемые вклады» в борьбу с изменением климата к новому соглашению на период 2020-2030 гг. Из региона Восточной Европы, Кавказа, Центральной Азии (ВЕКЦА) на данный момент свои обязательства подала только Россия, остальные страны региона находятся в фазе активной подготовки, чтобы успеть к конечному сроку — 1 октября 2015 года.

«Крайне важным моментом при подготовке национальных вкладов для стран региона ВЕКЦА, которые особо уязвимы к изменению климата, является необходимость указания целей и потребности в адаптации, — отмечает Мария Сторчило, эксперт по вопросам изменения климата Национального экологического центра Украины. – Если этих данных не будет, шансы получить помощь на адаптационные действия будут минимальны».

Следует отметить, что представленный в Секретариат РКИК ООН план России предусматривает сокращение парниковых выбросов на 25-30% от уровня 1990 года к 2030 году, но не включает никаких мер по адаптации к изменению климата. Между тем, последствия изменения климата, в виде экстремальных погодных явлений (увеличение частоты и интенсивности волн жары, засух, осадков, экстремумов температуры), лесных пожаров, распространения заболеваний, ускоренного старения конструкций уже оказывают и будут оказывать воздействие на состояние здоровья населения, окружающей среды и экономики страны. Второй оценочный доклад Росгидромета об изменениях климата и их последствиях на территории РФ, распространявшийся российской делегацией на боннской сессии, рекомендует разработку системы меры климатической адаптации.

Реклама

Оставьте комментарий

Filed under 2015-06, Bonn, блог-записи

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s