Боннская сессия переговоров ООН по климату в июне 2013 оказалась совсем не такой скучной, как в предыдущие годы. Если раньше главной проблемой было отсутствие новостей, то на этот раз их было с избытком. И все благодаря тому, что делегации России, Украины и Беларуси заблокировали переговоры в SBI.
«Меньше двух» решил глубже разобраться в этом знаменательном событии и опросил участников переговоров о том, что они думают об истинных причинах блокирования переговорного процесса в SBI. И сравнить с той информацией, которая активно вбрасывалась в последние дни через разные каналы, включая неправительственные организации.
Большинство участников делегаций, опрошенных корреспондентами «Меньше двух», не верят в распространявшуюся в последние два дня версию о том, что делегация РФ блокирует переговоры по собственной инициативе и без какой-либо санкции со стороны Москвы. Также ранее распространялась версия о том, что блокировать SBI придумали уже в Бонне и совершенно спонтанно. Однако все опрошенные нами переговорщики считают, что российская делегация (при помощи украинских и беларусских коллег) ведет игру, нацеленную на достижение конкретного результата. Вопрос о процедурах и правилах тут играет роль прикрытия. Безусловно, все это происходит с санкции Москвы и тщательно подготовлено. Более того, некоторые участники переговоров утверждают, что союзники России, видимо, получили указания от своих правительств способствовать этой игре с незатейливым названием «давайте обсудим процедуры».
Фактически, мы являемся свидетелями шантажа, в рамках которого три страны пытаются очень грубыми методами что-то выторговать. Учитывая масштабы этого шантажа – речь идет о весьма серьезной цели. Но что это такое? Ни от одного участника переговоров мы так и не услышали каких-либо предположений о том, что может стоять за этими действиями России (при активной поддержке Украины и Беларуси).
Блокирование именно SBI некоторые переговорщики также считают не случайным. Именно в рамках этого переговорного процесса ожидалось существенное продвижение в направлении утверждения механизма “loss and damage”, имеющего значительную важность для развивающихся стран. Таким образом, блокирующие действия были предприняты не абы где, а там, где был шанс на значительный прогресс. Безусловно, это попытка демонстрации силы и, возможно, принуждение к переговорам по какому-то тщательно скрываемому от посторонних вопросу. Помимо прочего, это еще и прозрачный намек на то, что подобное может повториться в Варшаве.
Распространяемые в последние дни слухи о том, что действия делегации России могут быть направлены на внутренние цели – придание за счет скандала значимости переговорам в ООН (в глазах московской бюрократии), повышение «статуса переговорщика» перед начальниками в Москве – выглядят не очень убедительно.
Как полагает «Меньше двух», делегация России (и ее союзники) упускают один очень важный аспект. Если искрометная акция по блокированию SBI была воспринята мировым сообществом всерьез, то силы, заинтересованные в том, чтобы избежать подобных проблем в переговорах в будущем, начнут активно работать над попытками выключить Россию из процесса. К Варшаве сценарии будут уже готовы.