Организаторы мероприятия, посвященного авиации, проходившего в рамках климатической встречи ООН в Бонне, назвали отдельные схемы, используемые для снижения авиационных выбросов, «неправильным выбором». Критиковали представители Сarbon Market Watch, к примеру, Lufthansa, которая приобрела квоты по снижению парниковых газов на Приобском нефтяном месторождении (Ханты-Мансийский автономный округ).
Покупку квот от проектов, подобных ханты-мансийскому, эксперты считают «мнимыми сокращениями: «Это лицемерие — Lufthansa находит самые дешевые способы компенсации выбросов», — комментирует ситуацию Сабина Миннингер, советник по вопросам энергетической и климатической политики организации «Хлеб для мира». — Для того, чтобы стать действительно устойчивыми, авиакомпании должны вкладывать средства в собственные проекты с высокой степенью экологической и социальной ответственности».
Причиной пристального внимания наблюдателей к углеродным сделкам авиации стали переговоры Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA) и Международной организации гражданской авиации (ИКАО) о схемах торговли выбросами до 2020 года.
По данным ЕС, в 2012 году авиакомпании активно использовали компенсационные кредиты на покупку квот от проектов по улавливанию гидрофторуглеродов (HFC-23) и переработки закиси азота (N2O), экологичность которых вызывает сомнение у европейских экспертов. Больше всех свои углеродные кредиты использовали входящие в десятку крупнейших «загрязнителей» — Lufthansa, Ryanair и Easyjet, ответственные за почти половину всех углеродных выбросов в Европе. Некоторые авиакомпании приобретали квоты в рамках климатических механизмов в Китае, Южной Корее и России.
Представители общественных организаций требуют ввести ограничения на использование подобных схем в рамках ИКАО. «Шаги авиационной отрасли по снижению выбросов в целом являются позитивным шагом, – считает директор Carbon Market Watch Ева Фильцмозер. — Тем не менее, участие в сомнительных проектах является неправильным выбором – в результате это просто не приводит к сокращению выбросов в авиационном секторе».
Европа — инициатор вовлечения авиации в углеродный рынок. Она первой обязала авиакомпании платить за выбросы. До недавнего времени Россия занимала крайне негативную позицию по этому вопросу и даже собирала на своей территории конференцию стран-противников европейской углеродной инициативы. Но начатому в Европе процессу не удалось помешать. А не так давно вопрос о внесении изменений законодательство, дающих возможность введения требований к выбросам загрязняющих веществ авиатехникой, пролетающей надо Россией поручено проработать Росприроднадзору. Установление требований к выбросам авиации должно стимулировать компании к минимизации расходов на топливо и внедрению более совершенных технологий.