Для Беларуси на этой сессии все вопросы важны: и Вспомогательный орган для консультирования по научным и техническим аспектам (SBSTA), и Вспомогательный орган по осуществлению (SBI), и рабочая группа по Дурбанской платформе (ADP).
По SBSTA интересны результаты по оценке, которые войдут в пятый доклад Межправительственной группы. Интересны новые рынки, опыт других стран в области совершенствования регламентов по национальным сообщениям. В этом году мы готовим наше шестое национальное сообщение. Интересны вопросы разработки стратегии низкоуглеродного развития, национальные планы действий.
На данном этапе работаем больше всего над повесткой дня SBI, куда мы внесли предложение, которое получило большую поддержку в части его актуальности, важности и своевременности практически всех стран. Несмотря на то, что все признают это важным и готовы к обсуждению по существу, тем не менее, есть ряд стран, которые считают, что официально вносить этот пункт в повестку дня не нужно, и мы не можем получить ответ, почему. Никто не ставит под сомнение релевантность, важность и актуальность поднятых нами вопросов. Более того, эти вопросы не мы первые подняли. Они уже поднимались рядом стран.
Все говорят: и компетенция, и мандат — все в порядке, но почему-то вносить в повестку нельзя, давайте сначала обсудим, нужен ли такой пункт. Существо обсуждать нужно, а пункт вносить не надо. Также поднимался вопрос о том, что за нашим предложением может скрываться ревизия решений Дохи. Но мы заявляем – никакого отношения к этому и к тому, как с нами обошлись в Дохе, наше предложение не имеет. И третье: некоторые считают, что это не компетенция SBI. По этому вопросу нашу правоту подтвердил юридический отдел секретариата.
Мы не понимаем, что реально стоит за нежеланием некоторых стран вносить предложение в повестку дня. Мы бы хотели начать обсуждение по существу. Результатом могло бы быть узаконивание процедуры и правил процесса принятия решений, и процесса имплементации этих решений. Ведь до сих пор мы пользуемся временными правилами и процедурами, а результат налицо – процесс идет неспокойно, много ошибок в процедурах начиная с Копенгагена и заканчивая Дохой, где нарушения были просто вопиющими. Мы хотим исправить эту ситуацию. Сторонам нужен законный инструмент, играть надо по правилам…