Одним из немногочисленных вопросов, в которых перемешаны интересы и развитых и развивающихся стран, является так называемое «бункерное топливо» — выбросы от авиации и морского флота. В Канкуне обсуждение этой темы идет неожиданно вяло. И хотя и морская, и авиационная организации одобрили существующий контекст, становится понятно, что решения по этому вопросу в Мексике не будет.
Однако есть ожидания, что вслед за Европейским союзом, который вводит платежи за авиаперелеты, другие страны, в том числе, и Россия, последуют его примеру. Чем может обернуться подобная практика для нашей страны? Разумеется, не очень приятным для потребителя повышением цен на билеты. Но повышение не должно быть очень существенным и «ударит» не по самым нуждающимся слоям населения.
Зато, наконец, выбросам будет присвоена конкретная цена в сознании бизнеса, и в сознании людей.
Получится, веришь ты в изменение климата или нет, понять, что выбросы чего-то стоят, придется. А, значит, появятся стимулы их уменьшать.
Но в этом вопросе очень важным остается ответ на вопрос — куда пойдут полученные деньги. Идеальный вариант – собрать деньги и направить на благое дело для снижения выбросов. На практике же распространенный вариант – деньги — то собрали, но куда они ушли — неизвестно.
Хотелось бы, чтобы в этом вопросе для всех стран были разработаны единые правила расчета и использования денег. Чтобы правила стимулировали снижение выбросов, а не снижение числа полетов – по количеству использованного топлива, а не по числу километража перелета. Пока же каждая страна изобретает свое.