КИОТСКИЕ ПРОЕКТЫ ДЛЯ ВОЗОБНОВЛЯЕМОЙ ЭНЕРГЕТИКИ: В РОССИИ МЕСТ НЕТ

На днях Сбербанк России, являющийся оператором российских углеродных единиц, должен закончить экспертизу и объявить итоги конкурсного отбора проектов совместного осуществления (ПСО), поданных на второй конкурсный отбор в рамках реализации статьи 6 Киотского протокола к Рамочной конвенции ООН об изменении климата. Хотя заявок на конкурс в этом раунде было подано больше, чем в предыдущем, сюрпризов от результатов конкурса вряд ли следует ожидать: хотя список претендентов на этот раз имеет уже не такую ярко выраженную нефтегазовую ориентацию, в нем по-прежнему нет места для проектов возобновляемой энергетики.

Проекты совместного осуществления — это инвестиционные проекты, направленные на сокращение выбросов углекислых газов, образовавшихся в результате промышленной деятельности. В ходе их реализации иностранный инвестор получает так называемые единицы сокращенных выбросов

Напомним, что первый конкурс ПСО в рамках механизма совместного осуществления, был объявлен в феврале 2010 года. Тогда Сбербанк получил 44 заявки от 35 компаний с общим потенциалом сокращений 77,5 млн тонн СО2-эквивалента и должен был закончить их экспертизу к 7 мая. Экспертиза проектов затянулась до июля. В списке победителей оказались 15 компаний-победителей. Объем сокращений выбросов углекислого газа победивших проектов составил более 40 млн тонн, что превысило лимит конкурса в 30 млн тонн и в текущих ценах стоил порядка €472 млн.

Подавляющее большинство углеродных проектов первого конкурса были тесно связаны с нефтегазовой отраслью (список изобиловал именами крупных нефтяных компаний) и сконцентрированы на утилизации попутного газа. Проекты по реконструкции доменных печей и перевооружению металлургических производств тогда лишь слегка разбавили эту компанию. Даже позиционируемая как «неожиданная» победа Амурской ТЭЦ-1 тоже оказалась переводом с угля на газ…

Количество нынешних участников конкурса киотских проектов выросло почти в два раза, однако большим разнообразием тоже не отличаются. Правда газовиков и нефтяников стало значительно меньше, а одними из популярных трендов стали утилизация газов и получение биогаза из различных видов отходов. Появились и несколько проектов по повышению энергоэффективности. Однако так давно ожидаемого (еще с момента ратификации РФ Киотского протокола в 2004 году) рывка возобновляемой энергетики пока не происходит.

Как пояснил корреспонденту Меньше двух руководитель отдела аналитики Компании «АЭнерджи» Артем Чуриков, одним из ключевых факторов в продвижении проектов возобновляемой энергетики и их участия в «киотском конкурсе», является вопрос окупаемости, возможности сбыта произведенной «зелёной энергии», причём желательно со стимулирующей надбавкой. А в России такой возможности сегодня нет. Кроме того, по мнению эксперта, многие потенциальные участники (средний бизнес) не до конца уверены в возможности честного конкурсного отбора.

Согласно правилам конкурса установлены три критерия отбора: энерго- и экологическая эффективность; технический и финансовый потенциал, а также экономический и социальный эффект проекта. Последний критерий определяется «на основании представленных инвестором данных о соответствии планируемых результатов проекта решениям правительства РФ в области инновационного развития экономики и соцсферы, а также решениям комиссии по модернизации экономики при президенте».

Хотя на участие в конкурсе киотских проектов формально вполне могут претендовать и проекты металлургии, и нефтегазовой отрасли, и жилищного сектора и возобновляемой энергетики, представить одинаковые критерии эффективности для них достаточно сложно. И, пожалуй, возобновляемой энергетике, здесь труднее, чем все другим: нет ни возможности включиться в энергетический рынок, а значит, нет и возможностей для сбыта продукции и пути к широкому кругу потребителей. Да и административно-дотационной поддержки возобновляемая энергетика в нашей стране не получает, в отличие от крупных энергетических столпов (нефти, газа, атомной энергетики) и «черной дыры» ЖКХ. Правда, на заседании Госсовета в июле этого года Президент РФ поручил вице-премьеру Игорю Сечину, курирующему топливно-энергетический сектор, разработать систему льгот для компаний, использующих альтернативные источники энергии: «Должны появиться «зеленые тарифы», иначе никто и никогда не залезет в эту сферу, а наши уважаемые партнеры по энергетике так и будут воспроизводить сами себя». Западный опыт по продвижению ВИЭ тоже подтверждает слова российского президента: даже непродолжительная государственная поддержка альтернативной энергетики дает импульс для стремительного ее роста. Так было, к примеру, у сегодняшнего лидера по ВИЭ, Дании. Начав с государственных дотаций и экономических методов стимулирования потребления этого вида энергии, они вышли на такой уровень рентабельности, который позволил буквально через несколько лет отменить государственные субсидии и практически отдать этот сегмент на откуп рынку, почувствовавшему вкус чистой и доступной возобновляемой энергии.

Пока же большинство подающих заявки на российский конкурс киотских проектов – крупные российские компании, уже вписанные в экономическую систему страны, с мощным административным ресурсом и без западных инвестиций и климатических субсидий хорошо чувствующие себя на российской почве. Но хотя российские компании среднего бизнеса, занимающиеся возобновляемой энергетикой такого тыла не чувствуют, планы по подготовке проектов на следующие конкурсы «киотских проектов» у них есть. Они все же «залезают в эту сферу». Правда, пока скорее не благодаря, а вопреки…

(Меньше двух)

Оставьте комментарий

Filed under блог-записи

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s