Традиционно накануне окончания очередной сессии переговоров Редакция «Меньше двух» попросила представителей официальных делегаций прокомментировать происходящее:
ЕЩЕ БЫ ПОЛГОДА…
Сергей Тулинов, делегация России:
Процесс идет очень медленно, но продвигается вперед. Если бы было еще полгода, то такими темпами к соглашению можно прийти. Если запереть всех переговорщиков в конференц-центре и не выпускать до того, как они согласуют все вопросы, то наверное договорились бы. Но даже в таких условиях на это потребовалось бы месяца три. Хотя это моя субъективная оценка. Это — по треку Конвенции. А по Киотскому протоколу вообще непонятно, о чем вести речь. На фоне восклицаний Группы 77, что развитые страны хотят убить Киотский протокол, работать довольно тяжело. А также будучи уверенным, что США к Киотскому протоколу никогда не присоединятся. Значит уже по этой причине соглашение в любом виде не может считаться справедливым и всеобъемлющим.
ЦИФРЫ К БАРСЕЛОНЕ ПРАКТИЧЕСКИ НЕВОЗМОЖНЫ
Александр Гребеньков, делегация Республики Беларусь:
Основные технические позиции практически согласованы. Нет барьеров, которые не преодолены по техническим вопросам. Остались вопросы количественных обязательств. Некоторые стороны, в основном развивающиеся страны, настаивают, чтобы эти цифры были к Барселоне, но я боюсь, что и там они не будут оглашены. За такое время принять и утвердить политическое решение на национальном уровне практически невозможно.
ВРЕМЕНИ ДЛЯ РЕАЛЬНЫХ ДЕЛ ОСТАЛОСЬ МАЛО
Гюльмали Сулейманов, делегация Азербайджана:
Как ожидалось, некоторые тексты сокращены. Однако появились изменения и новые варианты, которые тоже придется обсуждать. Когда договариваются страны Приложения 1 — все идет нормально. Но как только доходит до переговоров между развитыми и развивающимися — намечаются разные подходы и пока не видно перспектив их сближения.
Ведущую роль играют США и Китай. Если они договорятся, то процесс пойдет быстро. А не договорятся — все останется как есть. Эти наиболее крупные игроки по отдельности говорят о сокращениях и своих энергетических программах, но пока это лишь разговоры. А в тексте — концептуальные разногласия.
Плохо, когда в тему изменения климата вмешивается политика. Надо вспомнить о нашей Земле, позаботиться о ней, забыв об амбициях, о закулисных переговорах. Процесс должен идти открыто, честно. И все должны осознать, что времени для реальных дел остается совсем мало — всего 2 градуса.
И еще. Будет очень полезно, если хотя бы за 3 недели до Копенгагена станут доступными переговорные тексты, переведенные на все 6 принятых ООН языков.