Редакция «Меньше 2х» взяла на себя необычную миссию — осветить позицию и взгляд делегации РФ на ход переговоров в Бангкоке. Эта необходимость назрела в связи с тем, что как мировые, так и российкие СМИ обходят позицию России молчанием. Представляем вашему вниманию эксклюзивное интервью главы делегации РФ в Бангкоке Алексндра Панкина.
— Как вы оцениваете первую неделю переговоров — согласны ли вы с распространенным мнением о том, что переговоры в тупике?
— То, что происходит сейчас, скорее напоминает опрос общественного мнения. В целом для общего развития конечно интересно, что каждая страна думает по определенному вопросу, но не более…
— Есть мнение, что сейчас основной переговорный процесс идет не на официальных заседаниях, а в кулуарах, в «двустороннем» формате. Какие страны наиболее интересны России в этом отношении?
Основный интерес, конечно, представляют США, Китай, Индия, Евросоюз (как единая делегация) — ключевые игроки. Конечно, от их намерений многое зависит. Но это совсем не означает, что нам неинтересно и мы не взаимодействуем с другими странами. Ну и традиционно мы поддерживаем тесную связь с делегациями стран бывшего СНГ.
— И все-таки нам, наблюдателям, кажется, что Россия стоит несколько в стороне от переговоров. Как будто чего-то ждет…
— Россия не стоит в стороне! Как вы представляете сейчас поведение России? Сейчас происходит своеобразный торг. Далеко не всегда со справедливыми претензиями и требованиями. Какие амбициозные обязательства могут быть, когда некоторые весьма состоятельные страны стараются позиционировать себя нуждающимися и пробуют «урвать куш»? Россия далеко не аутсайдер в международном климатическом процессе — не тот уровень выбросов, и с исторической ответственностью у нас все в порядке.
Надо понимать, что некоторые так называемые «лидеры», по сути, таковыми не являются, просто умело пропагандируют свои шаги, на самом деле уклоняясь от более дорогостоящих обязательств. Но суть процесса, а самое главное, — реальный вклад от этого не меняется.
— В 2007-м Россия находилась на уровне минус 34% от уровня 1990 года. Следовательно, обещание о 10-15%-ом снижении выбросов до 2020 года является явным увеличением выбросов относительно современного уровня…
— Да, речь идет о сдерживаемом росте выбросов. Он будет достигаться с помощью набора регулятивных, экономических, технологических мер, прежде всего, в области энергосбережения и энергоэффективности. «Прикупать» единицы на рынке как другие партнеры, анонсировавшие чуть более высокие цифры, мы не собираемся. Сдерживание роста выбросов имеет для нас цену и немалую. Об автоматических, легких результатах речь не идет. Посмотрите на другие страны, сравнимые с Россией по благосостоянию: их экономический рост сопровождался такими же темпами роста выбросов парниковых газов (нередко, на 100% за 1990-2005 годы). Мы же почти удвоили ВВП, сохранив выбросы на уровне ниже 30%.
О российской цифре: достижение 15% сокращения к 2020 году де-факто означает, что в посткиотский период (предположительно, 2013-2020 годы) среднегодовой уровень выбросов в РФ будет на уровне на 20% ниже уровня 1990 года. Конечно, мы будем стремиться улучшить этот показатель, если нам помогут. Но, в отличие от других сопоставимых с нами стран (ряда членов ЕС, членов ОЭСР, развивающихся стран), которым перераспределяются средства в рамках различных механизмов, нам помощи никто не предлагает. Более того, обвиняют в попытках продавать «горячий воздух», а наши достижения рассматривают как случайность, а не результат целенаправленной политики и технологического обновления…
— Как Вы думаете, удастся ли согласовать и уменьшить переговорный текст, в котором сейчас 200 страниц? Возможно ли успеть привести этот текст в порядок до Копенгагена?
— Надеюсь, что возможно. Но этот текст надо «отжать» до удобоваримого объема, такое поручение стороны могут дать компетентному и объективному лицу, хорошо знающему баланс интересов и реальность.
— Президент РФ обещал вклад России 30 млрд. тонн за 1990-2020. Это очень хорошее решение! Означает ли это, что 4,5 млрд. за 2008 -2012 лишних квот Россия продавать не будет? Мы верно поняли Президента?
— Во-первых, продавать такое количество мы бы и не смогли бы – есть установленные КП ограничения. Мы можем использовать установленные единицы сокращений по нашему усмотрению. Например, через проекты совместного осуществления, через другие программы. 30 (а вернее, 29) млрд. тонн — это кумулятивное сокращение за 30-летний период от уровня 1990 года.
— Предлагаются принципиально иные, чем сейчас идеи, например, создание многостороннего фонда. Много стран платит и многие получают. Вы бы согласились, если бы Россия 2-3 млрд. платила, 1,5-2 млрд. получала на меры в нашей стране, а остальное тратилось бы в Средней Азии, например…
— Идея здравая в целом, но нет таких средств, а главное — нет никакой уверенности, что собранные «в общем котле» средства получит, к примеру, та же Средняя Азия. У нас есть практика помощи странам-соседям, на стабилизационные меры, например. Подобные схемы пока гораздо более эффективны в данном контексте. Пока понятных и справедливых схем распределения нет — поддерживать эту идею преждевременно.
— У России уже четыре месяца висит без подписи Президента Климатическая Доктрина. В целом мы ее поддерживаем. По крайней мере, для образования и просветительской деятельности она очень нужна. Почему она «висит»?
— Это вопрос времени. Процесс «вычитывания» документа обычно длительный. Доктрина должна быть подписана в самое ближайшее время…