На днях Индонезия присоединилась к списку стран, которые согласились на радикальное уменьшение выбросов к 2020 году (26%). Кроме того, эта развивающаяся страна готова и на большее сокращение (41%) при условии дополнительного финансирования мер по сокращению выбросов со стороны развитых стран. Индонезия планирует достичь сокращения выбросов за счет развития возобновляемых источников энергии, внедрения технологий энергоэффективности. Вот бы и России так!
Но российская политика сегодня в том, чтобы выбросы увеличивать, а не снижать. То есть, на бумаге у нас вроде бы все хорошо: после 1990 года был экономический спад, поэтому сейчас мы ниже уровня 1990-го на 34%. Но в реальности, от сегодняшнего уровня, к 2020 году планируется не снижение выбросов, а их увеличение на 15-20% (в процентах 1990 года), а в «нормальных» межгодовых процентах это в 1,5 раза больше. Откуда сие? Ведь в 2000-2007 гг. выбросы росли на 1,5% в год (или на 1% в процентах 1990 г.), при росте ВВП более 7%. Даже если после кризиса будет рост ВВП тоже более 7%, то почему выбросы будут расти в 2 раза быстрее. Неужто массово перейдем с газа на грязный уголь?
Когда стало известно, что США собираются снизить выбросы на 17% от уровня 2005 года (законопроект ожидает одобрения Сената) – это было расценено, как очень слабое обязательство, так как от уровня 1990 года это лишь 4%. Но как же тогда относиться к России, которая в реальности вообще не собирается ничего снижать?
Если бы не экономический кризис, то цифры предполагаемого роста выбросов были бы еще более ужасные. А ведь можно обеспечивать экономический рост и производство энергии не за счет крайне спорных, отсталых и неэкологичных технологий (уголь, АЭС, нефть), а за счет экономии энергии и развития энергоэффективности, возобновляемых источников энергии. Где же вы, правительственные лоббисты чистой энергетики? Ау!
Неудивительно, что и на переговорах в Бангкоке Россия держится в стороне. И не только потому, что непонятно начались ли уже переговоры или все еще чего-то ждут, а также и потому, что прогрессивные заявления нам вообще не к лицу. Если дома творится ГОЭЛРО-2 — программа перестройки всей энергетики, по сути являющаяся витриной наиболее экологически-грязных технологий — вряд ли на международном уровне можно ожидать действий, которым экологи могли бы аплодировать.
Переговорный текст к Копенгагену призывает развивающиеся страны снизить выбросы на 15-30% к 2020 году при условии финансирования мер по снижению со стороны развитых стран. Забавно, что именно с финансированием со стороны индустриально-развитых стран — проблема, как и с увеличением их обязательств. Все, что могут пока развитые – упрекать развивающихся в том, что они слишком многого хотят (обвиняют). Однако, в последнее время именно развивающиеся делают наиболее прогрессивные выступления, демонстрируя готовность брать повышенные обязательства.
Большинство развитых стран объявили об обязательствах по снижению выбросов в диапазоне между 15 и 23% (от уровня 1990) к 2020 году. Это без учета США. Однако для того, чтобы глобальное потепление не превысило 2С – необходимо снизить выбросы на 25-40%. На это индустриально-развитые страны, в большинстве своем, идти не хотят и предпочитают искать любые отговорки, чтобы затянуть время и поспорить.
Переговорный текст, с которым нужно работать в Бангкоке, никого не устраивает. То одни, то другие заговаривают о том, что вряд ли тут что-то получится, надо, мол, все откладывать, к Копенгагену не успеем, а еще в США не успеют принять соответствующий законопроект. Только на самом деле, соглашение очень нужно в Копенгагене. Хотя бы потому, что ледники тают быстрее, чем появляется прогресс в переговорах. И потому что развитые страны прекрасно знают, что они должны сделать: снижение выбросов на 40% к 2020 году — это научно-обоснованная необходимость, если конечно мы хотим справиться с изменением климата. Отложив соглашение раз, отложат и второй, и третий. Как раньше откладывали в долгий ящик проблему изменения климата вообще. Поэтому пора бы делегатам сосредоточиться и поработать. Осталось буквально две недели. Одна в Бангкоке, одна в Барселоне.
PS. Делегации индустриально-развитых стран, включая Россию, любят повторять, что пока Китай ничего не делает – смысла в их собственных действиях маловато. Редакция «Меньше 2-х» решила разобраться в том, какова ситуация на самом деле и вот что оказалось:
— Правительство поставило цель к 2010 г. сократить потребление энергии на единицу ВВП на 20% в сравнении с уровнем 2005 г., что означает предотвращение выброса более 1,5 млрд. тонн углекислого газа (СО2);
— Поставлена цель к 2020 г достичь снижения на 15% общего объема потребления энергии. По прогнозам, к 2020 г. генерирование энергии ветра возрастет до 100 гигаватт. По официальным данным, потребление солнечной энергии возрастет до 1,8 гигаватт, хотя эта цифра, возможно, занижена;
— Стандарты топливной экономики можно назвать одними из самых жестких в мире;
— Главный эксперт по климату сказал, что хотел бы как можно скорее наблюдать пик выбросов. По данным масштабного исследования, опубликованного в Китае в августе, эксперты призвали правительство установить четкие цели для ограничения выбросов парниковых газов таким образом, чтобы пик пришелся на 2030 г.
Похоже, что Китай таки начал действовать. Пора и остальным подключаться.