Как тают угольные надежды

Photo by Tom Fisk on Pexels.com

Генсек ООН Антониу Гутерриш призывает мировых лидеров отказаться от угля. Банки, компании и правительства прекращают поддержку ископаемого топлива, но в мире до сих пор остаются желающие строить новые угольные станции.

О необходимости отказа от угля Генеральный секретарь ООН продолжает говорить с самых разных трибун. На днях он обратился с таким посланием к лидерам европейских государств, до этого — к лидерам Индии и Китая. 

В первый раз Антониу Гутерриш (António Guterres) произнес антиугольный спич в мае 2019 года. Лидер Организации Объединенных Наций тогда призвал прекратить строительство новых угольных электростанций к 2020 году. Призыв выглядел крайне амбициозным — угольная отрасль на тот момент была одной из влиятельных в мире.

За полтора года многое изменилось. В первом полугодии 2020 г. объем произведенной с помощью угольных теплоэлектростанций (ТЭС) энергии упал на рекордные 8,3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. О прекращении строительства угольных электростанций и их финансирования объявили целый ряд крупных корпораций и банков. 

«Где будет построена последняя угольная электростанция?» — задаются вопросом эксперты.

Тед Неси (Ted Naci) из Global Energy Monitor уверен, что, скорее всего, последняя станция будет построена в Китае. Эта страна — крупнейший производитель угля в мире. В ней запланировано строительство 127 электростанций. Менее грандиозные планы по сооружению угольных ТЭС имеются также у Индии и Турции.

Последним может стать и Вьетнам, который планирует построить шесть угольных станций. Правда, руководство страны недавно объявило, что отложит проект, поскольку провинциальные власти и общины все активнее выступают против угля.

Новые угольные объекты должны были появиться в Боснии и Герцеговине. Однако эти намерения противоречат заявленным правительством «зеленым» амбициям и членству в Евросоюзе.

Увеличить мощность угольных электростанций около десяти лет назад хотели на Филиппинах. Но угольщики столкнулись с мощным противодействием католической церкви, поэтому правительство страны объявило мораторий на строительство новых угольных объектов.

Горнодобывающая промышленность остается важной отраслью Южной Африки. Но власти страны установили цель сократить выбросы к 2050 году до нуля. И может оказаться, что две строящиеся сейчас угольные электростанции станут последними, возможно, недостроенными, объектами.

Влиятельные профсоюзы шахтеров в Польше, получающей значительную часть электроэнергии из угля, ранее заявляли о перспективах развития, но в сентябре заключили соглашение с правительством о прекращении добычи каменного угля к 2049 году. Крупнейшее коммунальное предприятие Польши объявило, что пытается избавиться от угольных активов и перейти на возобновляемые источники энергии. 

Получающая около трети энергии из угля Япония коренным образом меняет политику в области производства электроэнергии. Страна поставила цель нулевых чистых выбросов к 2050-му. 

Российская Федерация замыкает топ-13 стран с наибольшими объемами выработки электричества на угле. Несмотря на происходящие в мире изменения, Россия не перестает надеяться на рост спроса на уголь и включать «угольные мечты» в стратегические программы развития.

Разрабатывающее национальные энергетические стратегии Минэнерго предполагает, что Азия, в отличие от Европы, имеет большой потенциал увеличения импорта российского угля. По консервативному сценарию экспорт в Азию должен достигнуть 190 млн т, а при оптимистичном — 261 млн т за десятилетие. Однако последние данные показывают нестабильность спроса на уголь на фоне пандемии и жесткой конкуренции с газом. 

«Время субсидий на ископаемое топливо прошло. Мы должны постепенно отказаться от угля, — говорит Антониу Гутерриш. — Угольный дым рассеивается, такие активы создают все больше проблем для инвесторов, а граждане выступают против вредного загрязнения и ущерба для климата».

Оставьте комментарий

Filed under online

Оставьте комментарий