Климатическое финансирование является неотъемлемой частью достижения целей Парижского соглашения. Фонд им. Генриха Белля провел в рамках климатических переговоров ООН в Бонне мероприятие «Пополнение Зеленого климатического фонда как сила для преобразований».
Зеленый климатический фонд (GCF) – относительно новая организация, созданная для оказания помощи развивающимся странам в смягчении последствий изменения климата и адаптации. Имея в портфеле около ста утвержденных проектов на сумму почти миллиард долларов, GCF финансирует работу как государственного, так и частного секторов с самыми разными проектами. Например, программу снижения риска наводнений от ледниковых озер в Северном Пакистане, экосистемную адаптацию в Гамбии и тп.
Зеленый климатический фонд одобрил свои первые проекты незадолго до подписания Парижского соглашения. Теперь, спустя четыре года, можно делать выводы, оценивать результаты и строить планы. Об этом на сайд-ивенте Фонда им. Генриха Бёлля в Бонне рассказали исполнительный директор GCF Яник Глемарек (Yannick Glemarec), ученые и представители гражданского общества.
«Разногласия между богатыми и бедными странами делают управление Зеленым климатическим фондом чрезвычайно трудным», — говорит Кевин Адамс (Kevin Adams) из Стокгольмского института окружающей среды (SEI). — GCF- это больше, чем проекты как таковые. Это – крупнейшая организация по наращиванию мирового потенциала развития. Для управления фондом разработаны ряд различных процедур и подходов: их можно назвать «золотыми стандартами» финансовых и политических процедур. Ключевым элементом оценки успеха GCF будет понимание того, как его проекты и программы способствовали сокращению выбросов, повышению устойчивости и стратегическим приоритетам».
Ссылаясь на собственные данные Лиана Шалатек (Liane Schalatek)из Фонда им. Генриха Белля Северной Америки объясняет, что утверждение проектов в GCF проходит быстрее, чем в других экологических фондах. Важной является прозрачность Зеленого климатического фонда. При организации есть независимая группа оценки, которая состоит из представители активных организаций гражданского общества. То, что фонд получает критическую оценку, не обязательно указывает на то, что он работает хуже других, это может означать, что он прозрачен, амбициозен и подотчетен.
«Периодически приходят сообщения о кризисе фонда. Но обычно эти ситуации возникают из-за уникальной структуры управления. Основным принципом GCFявляется предоставление в правлении равных прав развитым и развивающимся странам. При этом большинство членов правления являются участниками переговорного процесса. Их различные интересы в отношении того, как лучше инвестировать, делают конфликт почти неизбежным. Решения принимаются на основе консенсуса, у каждого участника есть право вето. Если консенсуса нет, это блокирует всю работу фонда», — говорит Шалатек.
В июле Зеленый климатический фонд проведет свое очередное заседание правления. Следующий раунд сбора средств для Зеленого климатического фонда предварительно запланирован на осень, сейчас делаются прогнозы по объему финансов: члены совета не знают, сколько они смогут собрать без помощи США. В 2017 году Трамп объявил, что прекращает поддержку GCF, хотя США еще не выплатили того, что обещали при президенте Бараке Обаме.
На прошлых переговорах в польском Катовице Япония и европейские страны, в отличие от США, заявили о продолжении масштабного финансирования GCF. Германия и Япония заявили о выделении по 1,5 млрд долларов на 4 года, к ним присоединились Норвегия, Франция, Финляндия, что гарантирует работу фонда на период 2020-2023 гг. Россия тоже объявила о внесении средств в GCF. Сложным вопросом остается роль сильнейших развивающихся стран (Китай, Ю. Корея, Саудовская Аравия, Сингапур и др.). Они не обязаны делать взносы в GCF, но могут сделать жест доброй воли, который был бы высоко оценен мировым сообществом.
«Мы можем озвучить позицию Германии по GCF. Этот фонд нам нужен, — говорит Сьюзан Крон (Susan Krohn), глава отдела климатических финансов Министерства окружающей среды Германии. – Фонд – это важное средство преобразований. Потому Германия удваивает свой взнос. Это — наш вклад в достижение цели 1,5 градусов».
Эксперты считают, что задача мобилизации большего количества денег в следующем раунде финансирования имеет решающее значение для установления доверия к GCFи Парижскому соглашению. Бедные страны могут идти по пути низкоуглеродного развития лишь при активной помощи богатых. Без этой помощи их развитие будет сопровождаться высоким уровнем выбросов парниковых газов.