Ветроэнергетика распространяется как лесной пожар. 100% возобновляемой энергетики для некоторых стран — вполне реальный вариант выполнения амбициозных национальных вкладов по Парижскому соглашению.
Ветрогенерация на данный момент — безусловный лидер среди возобновляемых источников энергии. Появление станций «гибридов», использующих солнце и ветер, «умное» управление системой энергоснабжения и сетями, развитие систем хранения энергии создают картину будущего, в котором энергетический сектор может существовать без ископаемых источников и субсидирования.
В 2017 году в мировую энергосистему было добавлено более 52 ГВт энергии ветра, в результате чего общая мощность установок достигла 539 ГВт.
Ветроэнергетика успешно конкурирует на мировом рынке с ископаемыми видами топлива – доказывают аналитики Глобального совета ветроэнергетики (GWEC). За последние несколько лет электричество от ветра стало более конкурентоспособным и продолжает дешеветь. Стоимость ВИЭ в Марокко, Индии, Мексике и Канаде составляет около $0,03 за кВт/ч.
«Ветровая энергия явно лидирует в процессе энергетических преобразований — переходе от ископаемых видов топлива на ВИЭ — и продолжает выдерживать конкуренцию по цене, производительности и надежности», — говорит Стив Сойер, генеральный секретарь GWEC.
Дания в 2017 году получила 44% электричества от ветроэлектростанций, Уругвай — более 30%. Ветер обеспечил 11,6% мощности ЕС. Четыре штата США и юг Австралии получают более 30% своего электричества от ветра.
Несмотря на то, что Германия и Великобритания в нынешнем году скорее снизят темпы ввода новых энергомощностей, рост в секторе возобновляемой энергетики в Европе восстановится в 2019 году. Рубеж в 60 ГВт будет пройден в 2020 году, а к 2022 году предполагается достижение отметки в 840 ГВт.
«Быстро растет ветрогенерация в Аргентине, Южной Африке, Мексике, Индии. — говорит Стив Сойер, — Мы видим, что огромный потенциал только начинает реализовываться в России, Вьетнаме и даже Саудовской Аравии. Оффшорные парки распространяются как лесной пожар по всему миру».
В докладе RЕmap (дорожная карта будущего возобновляемой энергетики) Международного агентства по возобновляемой энергии (IRENA) проанализированы данные из стран, ответственных за 80% мирового потребления энергии. С технической точки зрения, удержать рост средней температуры на планете в пределах двух градусов по целью возможно, считают в IRENA. Для этого потребуется коренная реформа энергетической системы. Доля возобновляемой энергетики должна вырасти с 18% в конечном потреблении (2015) до двух третей к 2050 году. В энергетическом секторе России к 2030 году доля ВИЭ в конечном потреблении должна достигнуть 11,3%.
К сожалению, российские власти придерживаются несколько другого взгляда — по их мнению, доля новых ВИЭ к 2035 году составит 2-3%. Государственная поддержка снижается. К возобновляемой энергетике предъявляется множество требований — локализация производства комплектующих (процент отечественных составляющих) для «ветряков» на уровне не ниже 65%. В соответствии с российскими нормативами, каждый ветрогенератор должен иметь систему коммерческого учета электроэнергии. Это повышает ее стоимость для конечного потребителя. Актуальной продолжает оставаться проблема финансирования строительства «зеленых» энергомощностей — без государственной поддержки тут не обойтись.
Развитие возобновляемой энергетики — важнейшая часть усилий, направленных на достижение целей Парижского соглашения. Без активных действий со стороны России выполнение этих целей усложнится. Вопрос в том, что значит подпись РФ под Парижским соглашением — серьезные намерения наряду с остальным миром или трамповщина.