Одним из важных процессов, происходящих в данный момент на Климатической конференции ООН в Бонне, называют «Стимулирующий диалог Таланоа». Майский диалог отличается от предыдущих тем, что в него позволено включаться не только государствам-участникам, но другим вовлеченным в процесс сторонам. Каждый может внести идеи, рекомендации и информацию, которые помогут ускорить выполнение целей Парижского соглашения.
Таланоа был запущен на Конференции Организации Объединенных Наций по изменению климата (КС23), состоявшейся в Бонне в конце прошлого года под председательством Фиджи. Он будет продолжаться весь год.
Таланоа называют важным процессом для разработки планов и амбициозных стратегий для снижения выбросов парниковых газов в краткосрочной и долгосрочной перспективе. Сводный доклад об итогах и выводах майского диалога (вместе с новым Ежегодником глобальных климатических действий) будет готов к министерской встрече на Конференции сторон (КС24) в Катовице в декабре 2018 года.
Участие в диалоге добровольное, но игнорировать его для сторон — не очень хороший тон. По правилам Диалога, не допускается никого обвинять и указывать на конкретные страны или предъявлять к ним требования. Особый контекст придает «тихоокеанский характер» Таланоа – преамбулой звучат непридуманные истории стран, которые страдают от изменения климата. Но главное, что должны продемонстрировать участники – конкретные дела и планы по достижению амбициозных климатических целей. Выступающие в рамках Таланоа должны ответить на три вопроса, касающиеся Парижского соглашения.
«Где находимся?» В ответе на это вопрос необходимо осветить тенденции к снижению выбросов парниковых газов, существующие правовые и политические рамки, адекватно оценить как этот «фон» влияет на достижение целей. Кроме того, рассматриваются успехи и барьеры в отношении текущих инициатив, передовой опыт, бизнес-модели и доступные технологии, ожидаемые затраты. Важным моментом является формирование партнерств – участие неправительственных организаций, женщин, местных общин, коренных народов и молодежи в переходе к низкоуглеродному развитию.
«Куда хотим прийти?» Участники должны отразить краткосрочное и долгосрочное видение программ, которые позволят снизить выбросы парниковых газов в перспективе до 2050 года.
«Как этого достичь?» Необходимо оценить возможности для увеличения национальных целей, преодоления технологических барьеров, а также правовые и политические рамки. Рассматриваются технологические достижения и развитие по секторам, уровень инвестиций, роль финансового сектора, внешние и внутренние реформы, стимулы для ускорения потоков капитала на климатические цели.
Первыми в майский Таланоа вступили развивающиеся страны, которые хотят продемонстрировать свои активные климатические действия и усиление национальных вкладов в Парижское соглашение. Диалог, по сути, можно назвать оценкой степени готовности стран предпринять специальные меры по снижению выбросов.
По мнению экспертов, поскольку участие и формат диалога добровольные, может получиться, что он будет сведен к риторическим дебатам, но существует и возможность превратить его в инструмент ускорения процессов по формированию планов по снижению выбросов парниковых газов.
Можно относиться к перспективам «разговоров по душам» скептически, но если заглянуть в недалекое прошлое климатического процесса, то окажется, что многое, казавшееся три года назад невозможным, уже становится реальностью.
Многие страны за три года кардинально изменили свои планы по внедрению новых технологий и повышению энергоэффективности. Никто не верил, что глобальные выбросы парниковых газов не будут увеличиваться, но три года до 2017-го они не росли. Это, во многом, результат стремительного развития возобновляемой энергетики. А также и сокращение использования угля в Китае и США.
Совсем недавно казалось фантастикой, но возобновляемые источники энергии дешевеют в буквальном смысле со скоростью ветра. Во многих странах альтернативная энергетика стала серьезным конкурентом для традиционной.
Устойчивый мировой тренд: отказ от финансирования угольных проектов, причем происходит это и в странах, казавшихся непоколебимыми угольными державами.
Эксперименты по созданию так называемых «чистых» угольных станций без выбросов показали, что это очень дорого. Такое удорожание делает неподъемным и нерентабельным развитие угольной отрасли и для развивающихся стран, и для развитых.
Между получением «экономического сигнала» и принятием странами «политического решения» по национальной цели, объявляемой в рамках международных соглашений, может пройти много времени. Задача диалога Таланоа – сократить этот период, побудить принять национальные решения быстрее.