Геоинженерия, ранее рассматриваемая как «план Б» в борьбе с изменением климата, в свете целей Парижского соглашения все активнее выдвигается в качестве климатической панацеи. Однако разумно ли подменять доступные и надежные способы сокращения выбросов СО2 неуправляемыми и непроверенными технологиями, ставящими под угрозу целостность экосистем и биоразнообразия, обеспечение продовольствием, права коренных народов и местных сообществ, мир и саму жизнь на планете?

By Eugene Triguba
Технологические манипуляции с биосферой Земли с целью «поправить» изменение климата, называемые климатической геоинженерией, предполагают крупномасштабное вмешательство в углеродный и гидрологический циклы и развиваются, пока в достаточной степени умозрительно, в двух направлениях: удаление парниковых газов из атмосферы и управление солнечной радиацией. Гарантий, что «усовершенствованные» круговорот воды в природе или геохимический цикл углерода будут функционировать, как задумали геоинженеры, а климат «улучшится», нет.
Примечательно, что геоинженерные технологии не направлены на причины изменения климата, такие как рост потребления, вырубка лесов, разрушительные сельскохозяйственные и лесоводческие практики. Напротив, они призваны частично ликвидировать некоторые его симптомы. В то время как реальные и необходимые средства — отказ от ископаемого топлива, переход на возобновляемые источники энергии, развитие устойчивого агролесоводства, сокращение энергоемкости и потребления – не только известны и доступны, но и устраняют источник проблемы.
В своем новом докладе Фонд Генриха Белля указывает на ряд проблем, связанных с применением геоинженерных технологий в качестве средства борьбы с изменением климата:
Масштаб – чтобы оказать воздействие на климат, геоинженерное вмешательство должно быть планетарного масштаба, соответственно, нежелательные последствия будут, вероятно, такими же трансграничными.
Ненадежность и высокая степень риска – геоинженерное вмешательство в земные экосистемы может отклониться от запланированного курса из-за отказа оборудования, человеческой ошибки, недостатка знаний или данных, непредсказуемого синергетического эффекта, природных явлений (извержения вулкана, землетрясения, цунами), трансграничного воздействия, смены политического режима, отсутствия финансирования, и так далее. В области управления солнечной радиацией неожиданное прекращение работы может привести к скачкам температуры, приспособиться к которым экосистемам будет еще труднее, что будет иметь последствия еще худшие, чем изменение климата, на смягчение которого технология была направлена.
Необратимость – в изменении климата Земли много необратимых переломных моментов. Никакие «нулевые выбросы» не помогут повторно заморозить Арктику или восстановить муссоны. Геоинженерное вмешательство может быть необратимо само по себе, как необратим будет нанесенный им экологический и социальный ущерб. Начав искусственно охлаждать планету и продолжая при этом выбрасывать углекислый газ в атмосферу, нельзя будет остановиться на полпути.
Поощрение климатического бездействия – геоинженерия представляет собой отличную отговорку для тех, кто хочет уклониться от действенных мер по сокращению выбросов парниковых газов или застопорить их. Для них геоинженерные эксперименты — предпочтительный способ «борьбы».
Отвлечение ресурсов – геоинженерия уводит финансовые и научные ресурсы от разработки и применения срочных, реальных, предсказуемых, экологически безопасных, социально справедливых инструментов смягчения последствий изменения климата и адаптации к ним.
Односторонность и неравноправие – контроль над финансами, технологиями и их применением находится в руках тех же корпораций тех же стран, которые исторически являются основными эмиттерами парниковых газов. Пока за решение проблемы изменения климата отвечают загрязнители, интересы пострадавших и угнетенных остаются за бортом, и на их же долю достанутся негативные последствия возможных геоинженерных вмешательств.
Экологические риски – все предлагаемые геоинженерные технологии обладают серьезным потенциальным воздействием на окружающую среду. Например, удобрение океана сульфатом железа для размножения фитопланктона, поглощающего СО2, ведет к разрушению пищевой цепочки, цветению водорослей и дефициту кислорода. Биоэнергетика в сочетании с технологией улавливания и хранения СО2 влечет за собой опустошительное использование земельных, водных и продовольственных ресурсов, массовое перемещение людей, нарушение прав на землю. Управление солнечной радиацией создаст абсолютно новый экологический баланс (или дисбаланс), поставив под угрозу существование экосистем и биоразнообразия. Не стоит забывать, что солнечный свет — источник жизни на планете и существования живых организмов, вырабатывающих кислород. В зависимости от способа и географии применения этой технологии среди возможных последствий: истощение озонового слоя, изменение климата тропического и субтропического поясов, сильные засухи в Африке и Азии, нехватка продовольствия и воды для миллиардов людей.
Межпоколенческая несправедливость – идея о том, что геоинженерия просто «даст нам больше времени» на то, чтобы приспособиться к переменам, связанным с переходом к устойчивому низкоуглеродному будущему, глубоко ошибочна и несправедлива по отношению к будущим поколениям. Эффективность и жизнеспособность «негативных выбросов», которые обещает технология удаления СО2 из атмосферы, еще никем и нигде не доказаны, но сама мысль об этих выбросах уже способствует тому, чтобы на потом откладывались срочные меры по сокращению эмиссий, необходимые сейчас. Эти фантомные технологии перекладывают ношу на плечи следующих поколений. Мы не можем сделать наших детей и внуков заложниками геоинженерных игр, которые мы начали и не смогли остановить, или жертвами еще более сильного изменения климата, потому что оставили им разрабатывать технологии, которых сами не придумали.
Использование в военных целях – технологии контроля климата и погоды разрабатывались для применения в военных целях, о чем зачастую умалчивается. И гарантии, что геоинженерные технологии, направленные на борьбу с изменением климата, будут использоваться только в мирных целях, отсутствуют. Тот, в чьих руках окажется инструмент изменения погодных условий, автоматически получает мощное средство геополитического влияния.
Усугубление глобального дисбаланса власти — перспектива контроля над температурой на планете поднимает серьезные вопросы власти и справедливости: кто будет контролировать термостат и менять климат и в чьих интересах? Правительства обнаруживают неспособность к демократичным переговорам и достижению климатического соглашения, предусматривающего справедливое распределение обязательств и поддержку для всех. Трудно представить, что те же правительства, обладающие своими четкими геополитическими интересами, окажутся способными на подобное в отношении геонженерии. Если бы мы были способны на подлинное международное сотрудничество, основанное на доверии и справедливости в отношении нашего общего климатического будущего, не было бы нужды в разговорах о геониженерии.
Коммерциализация климата – между теми, кто считает себя обладателем геоинженерного решения климатического кризиса, уже существует жесткая конкуренция. Перспектива частной монополии на право модифицировать климат ужасает.
Нарушение международных договоренностей – применение геоинженерных технологий означает нарушение различных соглашений ООН, таких как Конвенция о биологическом разнообразии, Конвенция по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов, Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду.
Рамочная конвенция по изменению климата (РКИК) не рассматривает геоинженерию как таковую в рамках своей официальной повестки, однако принятие Парижского соглашения и разрыв между установленными им целями и национальными вкладами в сокращение выбросов СО2 создает ситуацию, в которой заинтересованные стороны пытаются ввести геоинженерные технологии в поле международных климатических переговоров в качестве «чудо-средства» от негативных последствий изменения климата.
Уведомление: Геоинженерия – еще одно ложное решение | RNEI