От 13-й цели устойчивого развития (ЦУР) «Борьба с изменением климата» напрямую зависят все остальные 17 целей преобразования нашего мира – ликвидация голода, хорошее здоровье и благополучие, чистая вода и санитария, недорогостоящая и чистая энергия и т. д. Все ли средства хороши в этой борьбе? Все ли средства используются? Климатические действия в контексте устойчивого развития обсуждаются экспертами, чиновниками и общественными организациями в рамках климатической конференции ООН в Бонне.
Без стратегий по переходу к безуглеродной энергетике и планов по адаптации к изменению климата невозможно достичь таких целей устойчивого развития, как ликвидация голода, обеспечение продовольственной безопасности, здорового образа жизни, доступа к недорогостоящим, надежным, устойчивым и современным источникам энергии, обеспечение наличия и рациональное использование водных ресурсов для всех. При этом успех в достижении этих целей зависит от того, какой именно сценарий энергетической трансформации выбран, считают специалисты Международного института прикладного системного анализа (IIASA).
«Например, различные энергетические варианты сильно отличаются по уровню потребления воды, и существующий энергетический сектор является потребителем огромных объемов воды и источником ее теплового загрязнения, – говорит Фолькер Край (Volker Krey), исследователь IIASA и соавтор докладов МГИЭК. – Применение негорючих возобновляемых источников энергии оказывает гораздо меньшее воздействие на доступ к водным ресурсам, чем атомная энергетика и ископаемое топливо».
Наибольшее воздействие климатической политики и энергетической трансформации на водопользование в будущем проявится в развивающихся странах как результат роста спроса на электроэнергию. «Широкое применение атомной генерации и технологии УХУ [улавливание и хранение углерода] для обеспечения этого спроса может привести к созданию водоемкой низкоуглеродной энергетической системы, которая будет способствовать возникновению локализованного дефицита воды, обострять конфликты между конкурирующими потребителями воды и угрожать здоровью водных экосистем из-за термального загрязнения. В связи с этим особенно важно развитие интегрированных климатических стратегий, которые сокращают как углеродоемкость, так и водоемкость электроэнергетической генерации, устойчивой к наземным и подземным нагрузкам, которые будут усугубляться по мере усиления межсекторального соревнования и изменения климата», – говорится в исследовании IIASA .
Стратегии, основанные на комбинации сокращения потребления энергии и стремительном наращивании возобновляемой генерации, такой как фотоэлектричество и ветроэнергетика, могут обеспечить многосторонние преимущества по стабилизации климата, снижению потребления воды и улучшению качества воды, считают авторы исследования.
Также очевидны преимущества негорючих ВИЭ в области здоровья. По данным Международного энергетического агентства, сжигание ископаемого топлива с целью генерации энергии является крупнейшим источником антропогенного загрязнения воздуха, производя не только углекислый газ, но и 85% твердых частиц и почти все соединения серы и фосфора, поступающие в атмосферу. Около 6,5 миллионов преждевременных смертей в год связано с загрязнением воздуха в мире.
Ученые призывают установить краткосрочную цель по сокращению выбросов короткоживущих климатических загрязнителей (ККЗ, англ. SLCPs) в таком объеме, который позволит снизить прогнозируемый рост температуры на 0,5⁰C в течение ближайших 25 лет и создаст многочисленные преимущества для достижения целей устойчивого развития. Необходимо, чтобы в рамках Конвенции ООН по изменению климата страны взяли на себя обязательства по сокращению выбросов не только CO2, но всех парниковых газов: ККЗ, таких как метан и углеродная сажа, на 25% и 75% соответственно к 2030 году, а также по полному отказу от гидрофторуглеродов (ГФУ) путем ратификации и реализации Кигалийской поправки к Монреальскому протоколу. Только в этом случае можно отследить прогресс в направлении долгосрочных целей, считают эксперты. Сокращение ККЗ позволит эффективно снизить рост температуры в краткосрочной перспективе, предотвратить миллионы смертей и повысить урожаи зерновых.
Долгосрочная цель Парижского соглашения удержать рост температуры в пределах 2⁰C (и приложить усилия к удержанию в пределах 1,5⁰C) к концу столетия важна, но не менее важен путь, которым она будет достигнута, считает профессор климатологии Университета Дьюка (США) Дрю Шинделл (Drew Shindell): «Он важен, потому что мы уже ощущаем вредное воздействие изменения климата, которое наносит ущерб здоровью и благополучию живущих сегодня и ставит под вопрос наши возможности выполнить установленные цели устойчивого развития на период до 2030 года. Он важен, потому что темп роста температуры в ближайшей перспективе влияет на неурожай в развивающихся странах, рост уровня моря, и стратегии, направленные на снижение темпа, имеют огромное значение для обеспечения продовольствием и качества воздуха».
Между тем, согласно выполненному учеными IIASA анализу реализации странами национально определяемых вкладов (INDC) в достижение глобальной цели РКИК ООН, более двух третей государств демонстрируют нехватку краткосрочных действий на пути к выполнению целей на 2025-2030 гг., и в ряде стран при существующих стратегиях уровень выбросов парниковых газов будет расти до 2030 года (при условии расчета от уровня 2010 года).