Глава делегации Украины, министр экологии и природных ресурсов Олег Проскуряков свое выступление на Конференции ООН по климату начал с благодарности Польше, ставшей хозяйкой климатического саммита. Можно расценивать это как вежливость, а можно – как знак солидарности в вопросах, которые определяют климатическую политику стран. И Украина, и Польша в своих энергетических программах возлагают надежды на уголь и атомную энергетику.
По словам Олега Проскурякова, Украина осознает важность проблемы изменения климата, поэтому существенно сократила количество выбросов и значительное внимание уделяет энергоэффективности и возобновляемой энергии. «К 2030 году доля возобновляемой энергии составит 11%», — отметил в своем выступлении министр. Очень хорошее начало! Для сравнения, в России объявлено о цели 4,5% к 2020 году, однако большинство экспертов сходятся во мнении, что этот показатель достигнут не будет. Вместе с этим, было бы несправедливо не упомянуть, что Украина хочет развивать не только чистые источники энергии, но и опасную атомную энергетику, а также самую климатически-не-дружественную угольную отрасль.
Глава украинской делегации отметил значительный прогресс своей страны в направлении создания системы мониторинга, верификации и отчетности выбросов парниковых газов (МRV). Впрочем, об успехе Украины в этом направлении говорить рано — стимулом для действий скорее является наличие финансирования от иностранных инвесторов, а не глубокое осознание необходимости этой работы. Кстати, как показывает практика украинского законотворчества, ни один из разработанных законопроектов по изменению климата (а их в стране около 10-ти) до сих пор не принят. Если Украина и дальше будет принимать закона в похожем темпе, ратификация второго периода Киотского протокола вряд ли случится до его окончания.
Глава делегации Украины подробно описал видение будущего климатического процесса. По его словам, необходима схема принятия обязательств «снизу вверх», при которой цели по сокращению выбросов страны определяют самостоятельно. Однако против этого выступают, в частности, правительства Европейского Союза и Норвегии. Они уверены, что такая схема не повлечет за собой сокращение выбросов, необходимое для удержания роста температуры в пределах двух градусов.