«Будущее соглашение должно дать возможности и развивающимся, и индустриально развитым странам независимо от уровня экономики. Все страны должны взять на себя обязательства по сокращению газов. Часть стран, такие как Таджикистан, развивающиеся, не остаются в стороне от процесса: мы обязуемся не превышать уровень выбросов 90-го года. Это, конечно, не выглядит так амбициозно, как проценты по снижению, но надо учитывать, что наша экономика уже сейчас базируется на использовании «чистой энергии» . 95% энергетики Таджикистана — гидроэнергетика.
Наш приоритет — дальнейшее развитие чистых видов энергии – активно развиваются солнечные технологии. Мы южная страна – 300 солнечных дней. Не использовать этот дар природы – просто грех. Также активно занимаемся лесовосстановлением. Наука доказывает, что результат влияния этой деятельности – серьезные сокращения выбросов. Лес – естественный фактор снятия «климатического напряжения».
Наиболее актуален для нас вопрос — адаптация. В Таджикистане температура выросла на 1 градус за последние 60-70 лет. По отдельным прогнозам, ожидается повышение до 2050 года на 1,5-2 градуса. Это сказывается на наших ледниках, которые занимают 8% нашей территории. Многие из них уже исчезли за последние годы. В конце концов они ледников в Таджикистане может вообще не остаться. Для средней Азии – это трагедия. Именно наши ледники –источник воды для всей Средней Азии: 80% водного стока формируется в Киргизии и Таджикистане. Поэтому мы заинтересованы в вопросах адаптации: нам необходимо адаптировать всю нашу экономику с учетом меняющихся климатических условий.
К Конференции сторон в Варшаве страны должны найти возможность договориться. Мир такой хрупкий».