Россия на климатических переговорах в Дохе ведет себя весьма деструктивно. В первым дни из Москвы пришло сообщение о том, что ко второму периоду Киотского протокола страна не присоединится. Это решение было отмечено антинаградой «Ископаемое дня» в четверг. А 30 ноября Россия совместно с Украиной на заседании неформальной рабочей группы настаивали на том, чтобы AAUs (неиспользованные квоты на выбросы, которые образовались в течение первого периода КП) могли бы быть использованы после окончания второго периода Киотского протокола. Логику этого предложения понять довольно сложно.
Киотский протокол не идеальный инструмент и не может решить глобальную проблему изменения климата, поэтому в Дурбане было принято решение о разработке до 2015 года нового межгосударственного соглашения. В таком соглашении, если мы рассчитываем на создание эффективного документа, должны содержаться численные обязательства всех крупных стран-загрязнителей – это позиция России, о которой многократно заявляли официальные лица. В таком случае, речь не идет третьем периоде Киотского протокола, это стало бы смертью всего процесса. Но тогда к чему эти попытки протащить в новое соглашение пережитки КП? Очевидно, что после окончания второго периода все квоты должны быть аннулированы, иначе и новое соглашение грозит потерять всякую эффективность.
Логичным было бы требовать в новом соглашении учета того, что страны реально сделали в период с 1990 г. (CO2 находится в атмосфере долго, поэтому нужно учитывать выбросы не за данный год, а за более длительный период), а не предлагать переносить какие-то единицы и аббревиатуры. Россия и Украина такими заявлениями только портят себе имидж и не добиваются ровным счетом ничего.