КВОТЫ, МЕХАНИЗМЫ, АВИАЦИЯ. ЛОГИКА?

Итоги неформальной встречи координатора делегации РФ с наблюдателями.

Краткая неформальная встреча группы неправительственных наблюдателей с координатором делегации РФ Олегом Шамановым оставила неоднозначное впечатление. С одной стороны, были получены разъяснения по основным вопросам позиции России на переговорах, с другой стороны – эти разъяснения не оставили цельной картины.

Первый вопрос касался переноса неиспользованных Россией квот на выбросы на время после окончания действия первого периода Киотского протокола (КП). Официальная позиция здесь осталась прежней: перенос должен быть обязательно, однако в каком объеме это делать – вопрос для дальнейших переговоров. Ранее российские официальные лица неоднократно заявляли, что сэкономленные выбросы – это заслуга и вклад России в борьбу с изменением климата, поэтому страна от них отказываться не станет и требует их учета. В то же время российские неправительственные организации считают, что торговлю квотами на выбросы необходимо прекратить вообще. (Читайте позицию неправительственных организаций в завтрашнем номере.) В частности, в России снижение выбросов случилось без каких-либо специальных «климатических» мер правительства, но благодаря развалу экономики. Поэтому от торговли квотами можно было бы отказаться. При этом, можно учесть неиспользованные выбросы в качестве почетного вклада страны в борьбу с изменением климата.

Во время встречи «без галстуков» было в очередной раз продекларировано, что Россия воздержится от присоединения ко второму периоду КП. Еще до встречи казалось не вполне логичным, что отказ от второго периода существует параллельно с участием в проектах совместного осуществления и переносом квот. На переговорах звучат декларации о необходимости продолжения действия механизмов КП после 2012 года, о том, что они являются важными стимулами для российского бизнеса, способствующими внедрению технологических решений, ведущих к снижению выбросов. Вместе с этим, от России пока не прозвучало официальных предложений о том, в каком формате можно продлить механизмы КП.

По мнению представителя РФ, можно «переплавить» два переговорных трека (AWG-KP и  AWG-LCA), чтобы получилось что-то новое для будущего соглашения. А пока этого волшебным образом не произошло, можно воспользоваться тем обстоятельством, что процесс проверки (верификации) результатов Киотских проектов действует до 2015 года. Таким образом, вроде бы можно продлить действие проектов совместного осуществления (JI) и механизма чистого развития (CDM) еще на несколько лет. Вместе с этим, верификация – это подсчет и «зачет» единиц, полученных от JI и CDM, а не период инициирования и оформления новых проектов.

Во время встречи Олег Шаманов прокомментировал предложение РФ внести в текст Конвенции поправку, согласно которой приложения 1 и 2 Конвенции (списки стран, определяющие наличие или отсутствие обязательств) должны регулярно пересматриваться. Цель этого предложения состоит в расширении круга стран, имеющих юридические обязательства. При пересмотре списков должны приниматься во внимание такие факторы, как членство в ОЭСР, ВВП на душу населения и другие экономико-социальные показатели. Предыдущая классификация составлялась 20 лет назад и большая часть технического и финансового содействия была направлена в развивающиеся страны. Вместе с этим, страны с переходной экономикой не получили доступа к программам помощи. Для России подобные программы не очень актуальны, но для Белоруссии, Украины, Казахстана  изменение статуса может сыграть существенную роль, считает координатор делегации РФ.

Во время встречи был затронут вопрос о плате за выбросы от бункерного топлива. Напомним, что ранее в этом году Европейский Союз включил авиацию в европейскую схему торговли выбросами EU ETS, т.е. ввел плату за выбросы. Координатор делегации РФ высказался резко негативно в отношении этого шага, а также предположил разработку со стороны России ответных мер.

Коротко о сути вопроса. Во время принятия КП выбросы от авиации (и морского транспорта) были исключены из документа, поскольку страны не смогли договориться, как определять ответственного. В то же время, эти выбросы  чрезвычайно быстро растут. Например, в 1990 году они составляли 783 МтСО2-экв, а в 2005 — уже 1184 МтСО2-экв. В обозримом будущем трудно ожидать какого-то прорыва в переговорах по этому вопросу, поэтому со стороны ЕС последовало решение о включении авиационных перевозок в крупнейший в мире европейский углеродный рынок. Это позволяет назначить цену для выбросов от авиации. Такой шаг, скорее всего, приведет к сокращению выбросов, что и требуется для борьбы с изменением климата. Похожие меры также вводят в Австралии и Новой Зеландии. А вот Россия, вместе со Свазилендом, Угандой и США, подписала обращение в Международную организацию гражданской авиации с просьбой не допустить введения европейской платы за выбросы. Параллельно мы видим пример Украины, которая пошла, пожалуй, более выгодным путем. Проведены двусторонние консультации с ЕС, запланированы обучающие семинары для украинских авиаперевозчиков, возможно, украинцы включат в EU ETS также морские перевозки и металлургию. Остается лишь надеяться, что ответные меры, о которых говорил координатор делегации РФ, включат в себя введение внутренних плат за выбросы в России.

Advertisements

Оставьте комментарий

Filed under "меньше двух" № 51

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s