Связь изменения климата и продовольственной безопасности, очевидная для большинства отнюдь не самых голодных стран, в России пока является белым пятном — темой, не считающейся актуальной для внешней и внутренней политики государства.
На днях в Дурбане прошел сайд-ивент «Изменение климата и страны БРИК», на котором были представлены результаты исследований, инициированных Международным институтом исследований продовольственной политики (IFPRI). В сферу научных изысканий попали данные об экстремальных погодных явлениях, урожайности сельскохозяйственных культур, данные по демографии, экономическим показателям аграрного сектора, динамике ВВП и выбросов Бразилии, Китая, Индии, Индонезии, России, Южной Африки.
Комплексный анализ этих показателей привел к не очень новому, но теперь научно подтвержденному выводу – изменение климата самым прямым образом влияет на сельское хозяйство, и является одним из самых серьезных рисков для благополучия государств. Интересно, что аграрный сектор рассматривался в исследовании и как источник выбросов парниковых газов, и как сфера реальной угрозы существованию целых стран (в Африке этот контекст особенно актуален).
Несмотря на неодинаковую демографическую ситуацию и уровень продовольственного обеспечения стран БРИК, тенденции оказались практически одинаковыми: учащающиеся случаи экстремальных погодных явлений, изменение количества осадков и температурных показателей ведет к снижению урожайности, утрате роли аграрного сектора в ВВП. Как следствие — обнищание производителей с/х продукции, резкое снижение уровня жизни в стране в целом. Хотя на фоне Индии и ЮАР продовольственные показатели России не сильно шокируют, даже у нас взаимозависимость климатических изменений уже нельзя назвать случайным явлением – потери аграрного сектора, ранее отмечавшиеся на Ставрополье и Краснодарском крае, теперь перемещаются в центральную полосу, зону Черноземья, посягая на наше продовольственное «всё».
Обещанные некоторыми противниками Киотского протокола бананы в Якутии еще не выросли, а вот некоторые привычные для российского юга культуры оказались на грани вымирания. Замечать эту проблему на федеральном уровне не торопятся.
По словам эксперта Романа Ромашкина (экономический факультет МГУ им. Ломоносова), участвовавшего в исследовании, пока наиболее «климатоосознанной» оказывается политика регионов: столкнувшиеся с реальными проблемами руководители территорий сами начали формировать планы по адаптации своих областей к изменению климата.
России необходима климатическая политика, сопровождающаяся оперативными действиями, а не мертвые доктрины. Чем дольше власти в России медлят, тем больше страна теряет. Необходимо укрепить инфраструктурные отрасли (то, что России в любом случае нужно сделать), провести модернизацию промышленности, поддержать и хотя бы минимально стимулировать производителей, выделить средства на исследования. Эти меры позволят обеспечить продуктами страну, в которой уже сейчас импорт составляет около 30% продовольственного рынка России. По мнению экспертов, порог продовольственной безопасности не должен превышать 25%. Перечисленные меры в самой недалекой перспективе позволили бы не только поправить положение внутри России, но и открыть новые рынки сбыта. Изменение климата автоматически смещает зоны урожайности на север, однако в России на этих территориях отсутствует инфраструктура. У нас снова выходит «как всегда» – все время чего-то не хватает, чтобы учесть грядущие изменения на уровне государственной политики.
Ой, а что — в БРИК вошла Индонезия?
Исследование проводилось не только в БРИК, а еще в нескольких странах, включая Индонезию. Но сайд-ивент отчего-то решили назвать про БРИК, вычленив данные из исследования по этим странам. Но не смотря на название говорили таки не только про БРИК.
Hey, that post leaves me feeling fohosil. Kudos to you!
Great insight! That’s the answer we’ve been looking for.
Your posting lays bare the truth
QuotesChimp is interesting to note that over 50 percent of all insurance payouts are made for property damage and not for personal in�juries. It is worth pointing out that insurance industry schemes to limit your rights to recover for personal injuries you have suffered in an auto accident leave untouched this important area of insurance company overhead. Could it be that the personal injury lawsuit crisis the insurance industry complains so bitterly about is really a mirage? We think so.