В ОЖИДАНИИ ДУРБАНА

9 июня CAN представил позиционный документ «Ожидания к Дурбану», в котором отражено мнение этой крупнейшей сети НПО о том, какие шаги должны быть предприняты для того, чтобы попытки мирового сообщества справится с изменением климата привели к успеху. Важно отметить, что речь идет не просто об успехе переговоров, но об успехе действий, которые должны предпринять страны — участники переговоров.

«Канкунские договоренности создают реальные возможности для ускорения глобального сотрудничества в области адаптации, лесов,  климатического финансирования и передачи технологий. Если все возможности, изложенные в
Канкунских договоренностях, будут использованы, и стороны предпримут последующие вдумчивые и логические шаги, вполне возможно, что COP17 в Дурбане сможет создать основу для справедливого, амбициозного и обязательного глобального соглашения в области борьбы с изменением климата. …Вот почему CAN считает, что компромисный или недостаточно амбициозный результат не является возможным вариантом для Дурбана, и поэтому мы ставим высокие, но достижимые цели для COP17,» – сказано в документе.

Безусловно, «Ожидания к Дурбану» – это идеальная картина, отражающая позицию экологов — но документ по сути своей отнюдь не идеалистический, он достаточно конкретен и приложим к жизни, это нацеленные на ситуацию предложения по операционализации уже достигнутых и еще готовящихся соглашений.

Общее видение целей представленное в документе, достаточно амбициозно, к 22 второму веку должна быть достигнута концентрация 350 частей СО2 на миллион, это значительно ниже, чем нынешнее в эквиваленте —
395 по СО2 + 20 % дргуие газы, в том числе, метан.

Для выполнения этой цели пик эмиссиий должен быть достигнут к 2015 году. Эта цель достижима, но в том случае, если будет проявлена политическая воля всеми игроками. Впрочем, на международном уровне сама концепция пика эмиссий и их последующего снижения не подвергается сомнению, однако чаще говорят о том, что пик эмиссий придется на 2025 год, что означает большую концентрацию СО2 в атмосфере, и больше усилий в дальнейшем по её снижению, а в целом – большой риск не удержаться в пределах двух градусов.

С точки зрения авторов документа, одной из первоочередных целей должна стать ликвидация разрыва в обязательствах. Необходимо «Достичь соглашения по более амбициозным целям смягчения A1 в Дурбане. Развитые страны должны взять на себя обязательства сокращения более чем на 40% ниже уровня 1990 года к 2020 году. Канкунские договоренности признают необходимость увеличения целей и диапазон сокращений выбросов для развитых стран 25–40 %.»

Дурбан, безусловно, является важным, но не конечным пунктом в климатической одиссее. В частности, должны будут заработать финансовые и технологические механизмы, выработанные в Канкуне, что имеет важное значение для стран Центральной Азии, Молдовы и Закавказья. Так например, для этих стран необходима финансовая поддержка в части Отчетности, измеримости и проверки — они являются лидерами по отчетности из стран не-приложения 1, успешно сотрудничают с ПРООН, у них достаточно высокий  экспертный потенциал, но нет финансовых ресурсов.

Одним из важных механизмов по финансовому обеспечению должен стать Зеленый Климатический фонд. CAN считает, что необходимо «Принять ключевые политические решения в Дурбане по характеру и форме Зеленого климатического фонда, в том числе назначение Совета с обеспечением значимого участия гражданского общества, создание тематических окон финансирования и условий доступа».

У организаций — участников CAN справедливую озабоченность вызывает то, как собственно фонд будет функционировать, с учетом опыта работы других международных финансовых механизмов. Именно поэтому в «Ожидания» включен пункт о независимости Фонда от международный финансовых институтов и международных банков развития, и прямое подчинение UNFCC.

Финансы являются одним из рычагов в переговорном процессе, в котором важна как политическая, так и экономическая составляющая. В качестве примера можно привести «Быстрое финансирование» на три финансовых года — с 2009 по 2012. Для выполнения соглашений страны доноры (Евросоюз) обещали выделить 30 млрд долларов, однако операционализация их занимает определенное количество времени, и часть их пока существует только на бумаге. В случае, если в результате несговорчивости группы 77 (развивающихся стран — основных получателей этих денег) минус Китай переговоры зайдут в тупик, выделение денег может оказаться замороженным.

Жесткость позиций может привести к так называемому legal gap — периоду, когда закончится срок действия киотского соглашения, но при этом не будет выработано новое. Экологические организации считают, что такой сценарий не имеет права на существование. В теории, если такое всё же произойдет, странам придется руководствоваться решениями ООН, которые должны быть предельно конкретными, фактически, пошаговыми инструкциями.

Судьба Киотского протокола вызывает много споров, и позиция НПО сети CAN состоит в том, что обязательно должна быть вторая фаза протокола — наряду с будущим соглашением.

В «Ожиданиях» сказано, что необходимо «Обеспечить, чтобы развитые страны и впредь имели обязательные цели — во втором периоде действия обязательств Киотского протокола. Архитектурные элементы Киотского протокола имеют решающее значение для обеспечения того, чтобы обязательства по смягчению имели обязательную юридическую силу и целостность…».

Отвлекаясь от позиции CAN, нужно сказать, что эксперты видят различные возможные сценарии развития событий в Дурбане:

Крайние сценарии:

Сценарий 1 — Будет одобрен второй период обязательство по Киотскому протоколу, на чем настаивает — Группа— 77, что означает, что ЕС согласится сделать этот важный шаг без Японии, России, Канады (и США, которые в любом случае не являются частью протокола). Такой сценарий маловероятен, поскольку это не соответствует взглядам Евросоюза на глобальную климатическую ответственность, и такой шаг вызовет противоречия внутри ЕС между странами.

Сценарий 2 — полное закрытие переговоров по продлению протокола, без второго периода. Такой сценарий так же маловероятен, поскольку означает потерю лица для G-77 и Китая, которые последовательно отстаивали второй период, и это вопрос уже политический. В экономическом плане такое решение открывает дорогу размытию границ между странами приложения 1 и теми, кто не входит в это приложение. В этом случае, приближается момент когда такие страны как Кувейт и Сингапур должны стать донорами.

Промежуточные сценарии:

Сценарий 3 — Продление Киотского протокола и его второй период будет рассматриваться в пакете с будущим соглашением, что звучало в Канкуне, но пока никак не озвучивается в Бонне. На языке переговоров наличие чего-либо в пакете означает обязательность принятия в той или иной форме, однако, похоже, не в случае с продлением Киотского протокола.

Сценарий 4 – «Параллельное движение». Процесс, который происходит сейчас, именно так и можно обозначить, хотя скорее его можно назвать движением по кругу, так как прогресс и согласие в разных потоках (track) абсолютно разные. Так, группа по долгосрочному сотрудничеству уже выработала немало решений (Канкун) и здесь нет сомнений, что решения будут выработаны в той или иной форме. Для группы по Киотскому протоколу неясно существование второго периода обязательств в принципе.

Что может произойти в Дурбане в результате продолжения работы в режиме параллельного движения? Уже очевидно, что переговорный процесс в Дурбане не завершится, и, в случае наиболее оптимистично сценария — будут приняты практические решение по финансам, адаптации и технологиями. Теоретически должно быть выработано и принято решение о судьбе Киотского протокола. Пока, по поступающим сигналам, есть шансы, что ЕС всё же примет решение о продлении обязательств. Во всяком случае, прецедент по односторонним обязательствам ЕС в случае с бункерным авиационным топливом, которые были представлены Баррозу 9 июня, свидетельствует о наличии у ЕС определенной политической воли в данном направлении.

Пожалуй, для успеха переговоров, за всеми политическими играми необходимо четко понимать, что речь идет не о научных абстракциях, а о конкретных человеческих жизнях, о  чемсказано в «Ожиданиях к Дурбану»:

«Если … будут иметь место задержки и отсутствие соответствующих стремлений, то мы рискуем потерять шанс удержать рост температуры ниже 1.5 oC, и мы должны быть готовы   атастрофическим последствиям с ущербом для жизнедеятельности, экономического роста и естественной среды обитания. Без адекватных действий по смягчению, финансированию, развитию технологий и потенциала мы должны будем примириться с тем, что бедные слои населения и страны, которые уже ощущают последствия изменения климата, наибольшим образом пострадают на нашей планете».

Видение, изложенное CAN, стоит признать совершенно реалистичным. Более того, реализация мер, предлагаемых экологами, может внести огромный вклад в решение проблем, обсуждаемых на переговорах.

Оставьте комментарий

Filed under "меньше двух" № 46

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s