ЕСЛИ ЛИ ЖИЗНЬ ПОСЛЕ «ПОЛИТИЧЕСКИ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО СОГЛАШЕНИЯ» ИЛИ ЧТО НАМ ОЖИДАТЬ В КОПЕНГАГЕНЕ И ПОСЛЕ

После выступления  Пан Ги Муна в Нью-Йорке, а главы РКИК ООН Иво де Боера в Барсеолне, а также визита в Россию премьер-министра Дании Расмуссена, идея принятия в Копенгагене «политически обязательного» документа стала восприниматься как наиболее вероятный сценарий. В Москве Расмуссен пояснил, что работа над новым соглашением на этом не заканчивается, в 2010 г. нужно принять «юридически обязательный» документ – протокол или его аналог, требующий ратификации. С этим согласился и премьер-министр России, выдвинув при этом два условия: все крупнейшие страны должны его подписать (имеются в виду, конечно, прежде всего, США и Китай), а леса РФ должны быть адекватно учтены – более полно, чем в Киотском протоколе.

Причина проста — согласованного текста просто нет, а по ключевым вопросам снижения выбросов и финансовой поддержки страны еще очень далеки от компромисса.

Взгляды на «политически обязательный» документ мы представили в прошлом выпуске. Ясно одно — суть совершенно не в этом документе, и это будет полный провал, если ничего за ним не последует.

Главное, каким будет решение Конференции Сторон (1/CP.15), продлевающее мандат переговоров. В идеале должен быть мандат Общего Комитета на выработку в 2010 г. нового юридически обязательного соглашения. Практически, легче достичь продолжения Балийского плана действий с двумя мандатами – один для AWG LCA, и другой для AWG KP. Смысл второго, вероятно, совершенно тактический. Россия много раз заявляла, что продление Киото после 2012 года невозможно. По сути дела, то же считают и другие развитые страны, но в силу политических причин именно нашей стране более удобно заявить об этом.

Может ли решение  КС заменить принятие протокола или  иного документа, подлежащего обязательной ратификации? В целом статус решений КС всех соглашений ООН определяется Венской Конвенцией, где говорится, что задача решений КС детализировать, интерпретировать и воплощать в жизнь принятые соглашения. На практике, те или иные страны, конечно, могут принять национальные законы, обязывающие выполнять определенное решение КС, но это их сугубо внутреннее дело. Более того, они смогут и отменять свои решения, также полностью в рамках национального законодательства. Таким образом, считать решение КС юридически обязательным можно лишь проживая в «идеальном мире», где каждый добровольно делает все возможное для общего блага. В контексте проблемы изменения климата, так считать было бы преждевременно.

То есть мы приходим в дилемме: либо полный провал, либо продление сроков, хотя бы по минимуму — в виде продления Балийского плана действий. Насчет срока продления, большинство экспертов говорят полгода – год. Если будет назначена «вторая серия» КС-15-бис, то полгода, если нет, год до КС-16, планируемой на конец 2010 г. в Мексике. Определенное время также требуется США, чтобы Сенат принял закон Керри-Боксер, а затем согласовал его с Конгрессом, принявшим ранее закон Ваксмана-Марки (для внешней — не американской — аудитории оба закона практически равнозначны, хотя с внутренней точки зрения там есть масса отличий).

По мнению большинства экспертов, решение 1/CP.15 должно иметь отдельные тематические приложения: Предотвращение изменений климата (снижение выбросов и усиление поглощения наземными экосистемами) в развитых странах, предотвращение в развивающихся странах, финансовые институты, распределение средств между мерами по адаптации и по снижению выбросов. В них, маловероятно, увидеть численные параметры будущих обязательств, но закрепление самой системы или структуры действий там должно быть. Это означает, что приложения должны содержать структуру и формат численных обязательств для развитых стран, структуру и принципы планов действий и системы мониторинга и верификации результатов в развивающихся странах, общее описание источников финансовых средства и институциональных подходов.

По наиболее проработанным вопросам (передача технологий, адаптация, создание потенциала, REDD) в Копенгагене нужно пойти дальше — принять по ним специальные решения, и немедленно начать «ранние действия». Адаптация и создание потенциала в этих решениях, вероятно, пойдут по проторенному пути программ помощи (Дели, Найроби) — выделение средств через каналы ГЭФ и его исполнительные агентства. По передаче технологий ожидается создание региональных центров для распространения технологий, подготовки кадров и выполнения в странах пилотных проектов. В целом это «традиционная деятельность», ведущаяся и сейчас, но ее масштабы должны быть кардинально увеличены.

Совершенно  новым будет механизм REDD (или REDD+ если в него будут включены меры по сохранению биоразнообразия и традиционного образа жизни коренного населения). Там уже есть согласованные подходы и потенциальные доноры. Поэтому можно ожидать, что REDD – прекращение сведения лесов в развивающихся странах — будет выдвинут в Копенгагене на роль «флага» или примера позитивного принятия крупномасштабных решений.

Выполняться решение 1/CP.15 должно на КС-15 бис или на КС -16. Однако никаких гарантий этого, конечно, нет. Более того, эти КС могут принять свои решения как отменяющие предыдущее, так и продлевающие сроки разработки или суть нового соглашения. То есть мы видим, что в 2010 году борьба предстоит нешуточная. Пока это не провал, но серьезный сигнал, что «автоматически» сильного соглашения не добиться. Нужны общие усилия всех нас — населения, НПО, ученых, передового бизнеса и правительств, осознающих свою ответственность за качество жизни наших детей и внуков.

Реклама

Оставьте комментарий

Filed under "меньше двух" № 28

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s