Кто-то в России непременно порадуется, что устранены «экономические угрозы», связанные с новым климатическим договором. Но насколько стоит радоваться такой «победе»? Что делать России, если отсутствует реальная мотивация для модернизации экономики? Как показывает опыт, для России мотивация должна быть именно мдународной и новое климатическое соглашение тут может здорово помочь.
Интересный опыт продемонстрировала делегация Казахстана на презентации в Барселоне 4 ноября. Эта страна взяла на себя добровольные обязательства по сокращению эмиссий в рамках Киотского протокола. Правительство разработало углеродные сценарии, но не ограничилось ими. В короткие сроки были приняты законодательные акты, которые создали преференции для возобновляемой энергетики: бесплатное подключение для станций на основе возобновляемых источников энергии (ВИЭ) в сеть (в России такая привилегия почему-то ограничивается источниками мощностью до 25 МВт); бесплатная транспортировка электроэнергии — сетевая организация обязана принять электроэнергию ВИЭ для покрытия потерь в сетях; для источников на основе ВИЭ заключается договор, который позволяет гарантировать возврат инвестиций в возобновляемую энергетику (в России схема экономической поддержки ВИЭ пока не запущена и принятие соответствующего постановления все время откладывается).
Источник в делегации Республики Казахстан сообщил, что в стране дана установка на модернизацию, все новые проекты должны быть исключительно на основе самых передовых технологий. В стране вводится национальный рынок торговли парниковыми газами – такое в России вообще невозможно себе представить. Возможно, эти планы трудно выполнить, но это лучше, чем откладывать проблемы в долгий ящик.
Можно констатировать, что именно из-за отсутствия реальной стратегии модернизации экономики российская делегация до сих не смогла представить планы страны, как это сделали наши южные соседи. Что тут демонстрировать, если в новой энергетической стратегии России предполагается почти удвоить сжигание угля, увеличить потребление электроэнергии в 2 раза, ввести к 2030 году примерно 50 атомных энергоблоков. А чего стоит скандальный проект Эвенкийской ГЭС! И при этом, планы в области ВИЭ – более, чем скромны.
Не будет адекватного Копенгагенского соглашения — мы так и останемся наедине с грандиозными планами по развитию сырьевой экономики! В отличие от Казахстана.