ПОСЛЕДСТВИЯ УГЛЕДОБЫЧИ: КТО НА САМОМ ДЕЛЕ РАСПЛАЧИВАЕТСЯ ЗА «ЧЕРНОЕ ЗОЛОТО» КУЗБАССА?

ccoal

Деградация почв и ландшафтов, загрязнение воздуха и рек, ухудшение здоровья и условий жизни населения, нарушение прав коренных народов – таковы опустошающие последствия угледобычи в российском Кузбассе, свет на которые проливает новый доклад «Цена угля», представленный во время климатической конференции ООН в Париже группой «Экозащита!».

Собравшиеся сейчас в пригороде Парижа делегаты климатических переговоров должны решить, останется ли уголь в земле или продолжится добыча и сжигание этого самого грязного вида топлива, оказывающие разрушительное воздействие на окружающую среду, жизни людей и климат на планете. Экологические организации и коренные народы используют этот повод для привлечения внимания к экологическим и социальным проблемам, которые приносит угледобыча в регионы, в частности в Кузнецкий угольный бассейн, где 80% жителей области живет на угле или в зоне воздействия угольных разрезов.

«Единственный способ повлиять на российские угольные компании – это международные солидарность и сотрудничество, — подчеркнул сопредседатель «Экозащиты» Владимир Сливяк на презентации доклада. – Без влияния Запада невозможно заставить их заняться решением негативных последствий своей деятельности, ведь Запад – это то место, куда они продают свой уголь. Ситуация изменится, только если западные страны начнут интересоваться, как у этих компаний обстоят дела с экологическими стандартами, с правами коренных народов, и т. д».

Кузбасс – крупнейший угольный бассейн России. Здесь добывается около 60% всего российского угля; кузбасский уголь составляет 76% российского угольного экспорта, причем объемы и добычи, и экспорта с каждым годом увеличиваются. Население и природа региона платят за этот рост высокую цену: по многим показателям Кемеровская область принадлежит к самым экологически неблагополучным регионам РФ.

Кузбасский воздух загрязнен диоксидом азота и бензопирена, а также угольной пылью и сажей, в результате чего люди подвержены хронической интоксикации. Реки Кузбасса, по официальным данным, относятся к категории загрязненных, содержание в них нефтепродуктов, фенолов, азота, железа, марганца и меди превышает нормы в несколько раз. 93,8% питьевой воды в Кемеровской области не соответствует санитарным химическим и микробиологическим нормам. Характерный для Кузбасса природный феномен – черный снег – наглядно демонстрирует уровень загрязненности воздуха. По официальным данным, кузбасский снег содержит соединения серы, нитриты, нитраты, хлориды.

Неблагополучные условия жизни в регионе сказываются на здоровье его жителей: средняя продолжительность жизни в Кузбассе короче, чем в среднем в России. Кемеровская область лидирует по заболеваемости детским церебральным параличом. Заболеваемость туберкулезом в области выше среднего по России в 1,7 раза, уровень детских психических расстройств  – в 1,8 раза выше, случаев умственной отсталости среди детей – в 2,4 раза больше, чем в среднем по России. Уровень аномалий женской половой системы превышает среднероссийский в 3,3 раза. Кузбасс – единственный в Сибири регион, где дети в два-три раза чаще, чем в среднем в России, страдают инфекционными и паразитарными заболеваниями.

«По официальным данным, в Кемеровской области только три человека из ста имеют удовлетворительные условия проживания. Кроме того, здесь отмечены самые высокие показатели профессиональной заболеваемости. Причем за последние два года показатель области вырос почти на 5%», — говорится в докладе «Цена угля: последствия добычи угля в России для окружающей среды, местных сообществ и коренных народов».

Кемеровская область занимает второе после Московской области место по доле нарушенных земель, изъятых из продуктивного оборота: плодородные земли уничтожаются при разработке угольных карьеров. По оценкам специалистов, нарушенные земли составляют около 20% от заселенной территории Кузбасса. При этом угледобывающие предприятия не заинтересованы в том, чтобы тратить средства на рекультивацию земель, предпочитая утверждать в проектной документации, что после выработки карьера природа восстановится сама.

Для коренного народа Кузбасса – шорцев – это означает утрату исконных земель, традиционных промыслов и уклада жизни. Разработка угольных пластов открытым способом, которым ведется 70-80% кузбасской угледобычи, превращает природный ландшафт в лунный пейзаж, ведет к гибели леса, исчезновению пушного зверя и рыбы, наступает на шорские поселения.

Так был фактически стерт с лица земли поселок Казас, большинство жителей которого были вынуждены продать свои дома ОАО Угольная компания «Южная» (входит в «Сибуглемет») и уехать, а дома немногочисленных активных несогласных были сожжены. Свидетельства жителей этого и других поселков Кузбасса содержатся в приложении к докладу.

Жители поселков, безуспешно обивая пороги муниципалитетов, прокуратур, полиции, судов и прочих инстанций, годами ведут неравный бой с угольными компаниями, осуществляющими земляные и взрывные работы в нескольких сотнях метров от их жилья. Местные власти находятся в зависимости от угледобывающих предприятий и предпочитают не замечать, что деятельность угольных компаний наносит ущерб окружающей среде и нарушает права жителей региона. По словам участника презентации доклада, представителя народа шорцев Александра Арбачакова, под защитой прав коренного населения местные власти понимают развитие традиционных песен, танцев и музеев, но становятся глухи, когда речь заходит о праве народа на землю.

«Мы хотели бы, чтобы здесь, в Париже, наш голос был услышан, чтобы люди, в первую очередь политики и правительства, задумались о наших правах. Мы намерены выжить, намерены защищать наши права и надеемся, что такие встречи нам помогут», — сказал Арбачаков.

ccoal2

 

К 21-й Конференции сторон РКИК ООН, проходящей сейчас в Париже, подготовлена англоязычная версия доклада; выпуск русскоязычного издания ожидается в январе будущего года. Презентация доклада была организована совместно с Pacific Environment и Фондом Генриха Белля.

3 комментария

Filed under 2015-12, COP-21, Paris, блог-записи