Гражданское общество Беларуси выступило с критикой кризиса лидерства на COP28

Фото: Andrew Keymaster

Климатический саммит в Дубае отметился в истории неординарным событием — выступлением Александра Лукашенко, главы Беларуси, чья легитимность ставится под сомнение не только демократическим сообществом внутри и вовне страны, но и правительствами ряда стран Запада. Стоит отметить, что ОАЭ регулярно принимают Лукашенко, поэтому локация сыграла здесь решающую роль — ранее глава Беларуси не был замечен на климатических саммитах. 

Проведение COP28 по климату в ОАЭ, типичном прибежище для диктаторов и оазисе для нефтедобывающего бизнеса, стало предметом критики со стороны гражданского общества. Мировые СМИ характеризовали это эпитетами “пчелы против меда” и “лиса в курятнике”, а также заявили об очевидном для них кризисе лидерства. Первая неделя саммита не оставила в этом сомнений особенно после скандала, связанного с высказываниями председателя COP28 Султана бен Ахмед аль-Джабера о якобы отсутствии научной базы под призывами об отказе от ископаемого топлива для снижения глобальной температуры.

Не остались незамеченными и действия Александра Лукашенко и Владимира Путина во время этого климатического саммита. Первый выступил с обличительной речью в адрес неких стран, развязавших и поддерживающих войну в Украине, вместо борьбы с глобальным потеплением. Виновники и сторонники этой агрессии, при этом, были названы не своими именами, а именем коллективного Запада. Беларусь же была представлена Лукашенко как якобы прогрессивная страна, сражающаяся с глобальным потеплением в одиночку и под гнетом санкций путем загадочного увеличения углеродопоглотительной способности своих лесов и болот. Не забыл он и про Островецкую АЭС, приведя ее в пример как якобы мощное средство в борьбе с углеродными выбросами. 

К освещению визита Лукашенко на COP28 были привлечены мощные государственные ресурсы, включая поселковые районные администрации — на их сайтах информация об этом появилась на английском языке, очевидно для западных поисковых систем. Госсми сообщали о том, что главе Беларуси аплодировали стоя, но, как выяснили независимые журналисты, это были сопровождавшие Лукашенко члены официальной делегации. Лукашенко был замечен во время саммита в переговорах, не связанных с климатом. Его самолет покидал территорию этой страны для спонтанных визитов в страны Африки и Китай, а затем снова возвращался. Владимир Путин демонстративно проигнорировал COP28, в это же время посетив ОАЭ для переговоров по другим вопросам. Оба диктатора не встретились на территории этой страны и, похоже, их действия не были согласованными.

Гражданское общество Беларуси выступило с опровержением климатических тезисов Лукашенко на следующий же день. Координационный совет Беларуси, выполняющий роль протопарламента для новой Беларуси, распространил обращение к делегатам саммита и мировой общественности, где предупредил о том, что правительство Беларуси рассматривает COP28 как “возможность переустановления своей международной легитимности, поиска технической поддержки и других уступок” со стороны международного сообщества. Под уступками, очевидно, имелось в виду снятие санкций, на которые Лукашенко жаловался в своем выступлении.

Беларусское правительство в изгнании считает, что время для подобных шагов еще не наступило и напоминает о тысячах политзаключенных, сотнях ликвидированных экологических НГО и спорной легитимности нынешних властей, а также об их поддержке российской агрессии против Украины. Координационный совет напомнил и о существенном влиянии военных действий на климат, о чем ранее на COP28 также рассказывали представители Украины.

Характеризуя вклад современной Беларуси в борьбу с глобальным потеплением, представители ее гражданского общества не обошли вниманием и любимое детище Лукашенко — недавно введенную в строй, но работающую с перебоями Островецкую АЭС. Текст заявления характеризует ее как небезопасный объект — предмет разногласий с европейским сообществом, а также неприемлемый инструмент для борьбы с глобальным изменением климата.

По мнению авторов текста, в Беларуси сегодня отсутствует эффективная система мониторинга и учета выбросов, как и низкоуглеродная политика, а заявленные успехи по снижению выбросов углекислого газа стали возможными “благодаря манипуляциям с показателями и статистикой”. Действительно, белорусская отчетность демонстрирует рост поглотительной способности лесов при том, что в последнее десятилетие экологи отмечают рост интенсивности лесозаготовки и отсутствие пропорционально роста их площади. Отсутствие реальных мер по снижению нагрузки на климат, по мнению Координационного Совета, не связано с давлением извне на экономику страны, поскольку их не было и до введения санкций.

По мнению беларусской оппозиции, на COP28 стал заметным кризис лидерства, послуживший причиной слабых климатических решений. Спикер Координационного Совета Андрей Егоров прокомментировал для “Меньше двух”, что корень этой проблемы лежит в системе принятия решений, которая “исключает полноценное участие реальных лидеров, авангарда климатического, экологического движения”. Таковыми он назвал общественные организации, низовые движения и коренные народы.

Климатические решения, по словам Егорова, “принимают среди прочих те, кто сегодня меньше всего в них заинтересован, а также утратил кредит доверия со стороны граждан и общественности”. Он пояснил, что речь не только о представителях нефтяного бизнеса и странах с зависимостью от ископаемого топлива, но и о “полулегитимных правительствах, которые пробуют использовать климатический саммит в своих интересах с чисто маккиавеллианских позиций”. Порой первые и вторые могут выступать в одном лице, как это видно на примере России и ее ближневосточных союзников.

Оставьте комментарий

Filed under 2023-COP28-UAE

Оставьте комментарий