Вклады, которые сделают погоду

Photo by Markus Distelrath on Pexels.com

2020 год должен стать «годом действий по борьбе с изменением климата»:  участники Парижского соглашения обновляют планы по снижению выбросов парниковых газов. Несмотря на форс-мажорные обстоятельства в условиях пандемии, большинство государств рапортуют о более амбициозных климатических целях.

Подписав климатическое соглашение, стороны договорились пересматривать планы каждые 5 лет. Национально определяемый вклад каждой страны в борьбу с изменением климата (Nationally determined contributionsNDC) — ключевой элемент реализации Парижского соглашения. Планы, с которыми государства приехали в 2015-м в столицу Франции, в глобальном масштабе «погоды не сделают». Их не хватает, чтобы удержать рост температуры на планете в пределах двух, а тем более полутора градусов. 

Есть опасения, что глобальный спад, вызванный COVID-19, может помешать 2020-му стать «супергодом» климата. Из-за пандемии казалось, что борьба с изменением климата перестает быть в приоритете. Но среди негативных новостей этого года есть и много вселяющих надежду. Готовясь к «климатической инвентаризации», страны друг за другом оглашают свои планы, которые несмотря не кризис, оказываются даже более амбициозными, чем ожидалось. 

К примеру, в рамках «Зеленого курса» Европейский Союз обязался достичь углеродной нейтральности к 2050 году. В июне нынешнего года Великобритания первой среди стран с высоким уровнем развития экономики подписала закон о цели довести все выбросы парниковых газов до нуля к середине века. Китай, Япония и Южная Корея последовали за Европой, взяв на себя обязательство стать углеродно-нейтральными. 

Заявления Японии и Республики Кореи были сделаны через две недели после четвертого совещания министров финансов Коалиции по борьбе с изменением климата. Генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш (António Guterres) на этом совещании призвал страны взять на себя обязательство по достижению углеродной нейтральности к 2050 году. «Для мира важны ваши планы, чтобы послать рынкам ясный и недвусмысленный сигнал о том, что декарбонизация мировой экономики неизбежна», — сказал он.

Шаг к углеродной нейтральности со стороны лидеров крупных азиатских экономик очень важен для глобального процесса, поскольку большинство экспортеров ископаемого топлива, в том числе и Россия, привыкли рассматривать их как основной рынок сбыта.

О предполагаемых мерах по борьбе с изменением климата заявил и блок из более чем 60 развивающихся стран NDC Partnership. Официальные обновления NDC в процессе подготовки, но субъекты, на долю которых приходится 51% мировых выбросов, заявили о стремлении стать углеродно-нейтральными, сообщают Climate Action Tracker. Придает оптимизм и факт, что после смены национального лидера в США велик шанс на изменение планов крупнейшего загрязнителя в мире. Очевидно, что поддерживать климат на планете «всем миром» будет проще.

На данный момент на официальной странице NDC указано, что 186 сторон Парижского соглашения представили свои первые обязательства, а Маршалловы острова и Суринам успели обнародовать вторые.

Россия в списке представивших свой вклад в сохранение климата пока не значится. В начале ноября в РФ был принят Указ с «плохим номером» 666, который закрепил национальные ориентиры по сокращению выбросов парниковых газов. Параметры российских NDC: «обеспечить к 2030 году сокращение выбросов парниковых газов до 70% от уровня 1990-го с учетом максимально возможной поглощающей способности лесов и иных экосистем…» 

Цифры эти не новы, амбиций тут нет — «сокращение» фактически таковым не является. Согласно данным официальной инвентаризации, на сегодня Россия находится на уровне выбросов около 52% от уровня 1990 года. И то, что в указе названо «снижением до 70%», фактически является значительным ростом от сегодняшнего уровня.

Эксперты обращают внимание на формулировки. Пять лет назад перед климатической конференцией в Париже Россия заявляла о цели снижения на «70-75% от выбросов 1990 года к 2030-му при условии максимально возможного учета поглощающей способности лесов». Теперь в тексте появились «иные экосистемы». Это открывает возможность выбрать другую методику подсчета, дающую наиболее высокий результат, а также возможность зачесть поглощения от любых других природных объектов на территории России, подчеркивает генеральный директор Центра экологических инвестиций Михаил Юлкин (Michael Yulkin).

По мнению эксперта, это было сделано сознательно по предложению угольных и других промышленных компаний, активно продвигающих тему лесов как главного климатического ресурса страны. Эти компании оправдывают и нивелируют любые антропогенные выбросы парниковых газов от использования российского ископаемого топлива и на территории государства, и за его пределами. В действительности ссылка на лес — это последний «редут» российского бизнеса, который нужен ему для сопротивления внедрению углеродного регулирования, считает Юлкин. 

Оставьте комментарий

Filed under online

Оставьте комментарий