В Марокко, куда мировые лидеры собираются на первую в рамках Парижского соглашения встречу, наблюдатели отмечают небывалый наплыв ‘’ископаемого’’ бизнеса. COP-22 войдёт в историю, как конференция с беспрецедентным уровнем доступа лоббистов нефтяных и угольных корпораций к переговорному процессу, заявляет Corporate Accountability International (CAI).
Представители таких компаний, как Exxon Mobil, Chevron, Вritish Petroleum, Shell, а также Всемирной угольной ассоциации получили доступ к переговорному процессу в качестве наблюдателей. Многие из этих аккредитованных наблюдателей от бизнеса, по мнению CAI, были замечены в противостоянии на национальном и региональном уровнях развитию возобновляемых источников энергии и созданию углеродного рынка. Бизнес имеет свободный доступ к большинству переговорных площадок в Марракеше. При этом нельзя не заметить существенные ограничения участия НПО в процессе.
Анализ CAI демонстрирует финансовые и членские связи между некоторыми из крупнейших в мире корпораций ископаемого топлива и аккредитованными в РКИК ООН торговыми ассоциациями. Эти связи несут угрозу конфликта для правительств и групп гражданского общества в разработке климатической политики.
Джесс Брэгг из CAI считает, что группами бизнес-наблюдателей движет мотив получения прибыли, а не стремлением к сокращению выбросов парниковых газов. «Трудно поверить, что Всемирная ассоциация угля ведет беседы с делегатами о более строгом регулировании угольной промышленности. Это полностью противоречило бы их интересам. Тогда какова их цель в этом переговорном пространстве, кроме как продолжать добычу и сжигание угля?»
Маловероятно, что корпорации в закрытых переговорах с делегациями стран лоббируют переход к низкоуглеродному развитию и отказу от ископаемого топлива. Доступная информация о лоббистской деятельности топливных компаний ясно свидетельствует о том, что Exxon Mobil, Shell и другие тратят миллионы долларов, чтобы манипулировать общественным мнением о проблеме изменения климата.
Парижское соглашение подразумевает беспрецедентный уровень доступа частного сектора к переговорному процессу, ведь без его участия невозможно достичь целей по снижению глобальных выбросов. Однако в этом процессе практически отсутствуют барьеры против корпораций, стремящихся получить выгоду за счет климатически вредной деятельности.
Противостояние некоторых топливных компаний Парижскому соглашению имеет место и в России. «Меньше двух» не нашел в списке участников из России представителей угольного бизнеса, однако в делегации есть участники из Русала, Газпрома, Норникеля и др. Если эти компании хотят прогресса в климатическом процессе, им следовало бы употребить свои лоббистские возможности для скорейшей ратификации Россией Парижского соглашения. Если же их интересы противоречат борьбе за снижение выбросов, это вряд ли останется незамеченным. Отношение к таким компаниям будет меняться не в лучшую сторону во всем мире.