«Климатическая политика в России отсутствует, ее призрак появился во время выступления Путина на климатических переговорах ООН в Париже, а затем снова исчез». Представители российского экологического движения выступили на панельной дискуссии «COP21: Россия, двигатель или тормоз борьбы с изменением климата?», которая прошла в университете Inalco в самом конце парижских климатических переговоров.
«Рассказав о том, что Россия отчаянно борется с изменением климата, Путин нарисовал некую параллельную реальность для тех, кто находится здесь. Экономическая ситуация в России действительно очень тяжелая, и можно предположить, что он ищет путей сближения с западными лидерами, – предложил свою версию о том, зачем президент РФ приехал на COP21, сопредседатель организации «Экозащита» Владимир Сливяк. – Если будет нужно, Россия подпишет все международные соглашения, но, пока у власти находится Путин, реальных изменений внутри страны не будет».
Изменение климата, по словам лидера движения «Защитники Химкинского леса» Евгении Чириковой, уже в прошлом году имело трагические последствия в России: лесные пожары в Хакасии и европейской части России, торфяной смог в Москве, буквально смывшее Алтай наводнение. «Этим летом 4 месяца горел лес вокруг Байкала, однако у государства не нашлось денег на тушение пожаров, а буквально сегодня стало известно, что российская власть решила сократить расходы на охрану леса еще на 30%», — отметила Чирикова.
Россия является одним из крупнейших эмитентов СО2 и одним из крупнейших производителей углеводородов в мире, что делает ее ключевым игроком в международных переговорах по борьбе с изменением климата. Позиция России в переговорах не может, однако, рассматриваться без учета внешних и внутренних факторов, таких как ее экономическая и экологическая политики и развитие отношений между властью и гражданским обществом, наблюдаемых в последние годы. Какова же позиция России в климатических переговорах? Какова ее климатическая и экологическая политика и какова в этом контексте роль гражданского общества? И, наконец, действительно ли Россия является крупным игроком в климатической борьбе, который не играет в игру?
Эти вопросы волновали ассоциацию Russie-Libertés и журнал Regard sur l’Est при организации встречи с представителями российских общественных экологических организаций, приуроченной к климатическому саммиту в Париже. Неудивительно, что все представленные организации – «Экозащита», «Планета надежд», «Экологическая вахта по северному Кавказу» – внесены российским министерством юстиции в списки «иностранных агентов».
Именно таким способом российское государство борется со своим гражданским обществом: на настоящий момент в списке уже более 100 организаций. Деньги, полученные от экспорта ископаемого топлива в другие страны, способствующего увеличению выбросов на планете, российская власть тратит, в том числе, на репрессии в отношении гражданских экологических активистов.
Так, в колонии оказался эколог Евгений Витишко из «Экологической вахты по Северному Кавказу», автор доклада об ущербе для природы Кавказа от подготовки к Олимпиаде-2014. «Что касается обещаний Путина: тогда он обещал, что при подготовке к Олимпиаде будут соблюдены все экологические нормы, однако специально для нее принимались поправки в экологическое законодательство, а сейчас не существует ни одной программы по восстановлению пострадавших охраняемых природных территорий», — заявила член «Эковахты» Софья Русова.
В своей речи Путин забыл упомянуть о том, что снижение выбросов парниковых газов в стране произошло не благодаря предпринимаемым усилиям, а по причине экономического коллапса, последовавшего за развалом Советского союза. С учетом российских лесов, с их способностью поглощать углекислый газ, заявленная Россией цель – снижение уровня выбросов на 30% (от уровня 1990) — на самом деле окажется серьезным повышением относительно уровня 2015 года.
Добиться же реального снижения выбросов без развития возобновляемых источников энергии невозможно, но в России отсутствуют эффективные меры как по поддержке ВИЭ, так и принуждению промышленности к сокращению выбросов. Атомная энергетика, которую Россия продолжает продвигать, не подходит для решения изменения климата: она дорогая и медленная, а решения должны быть срочными.
«Атомное лобби пытается получить деньги из климатического кармана, пытаясь протолкнуть атомную энергию как решение проблемы изменения климата», — говорит председатель «Планеты надежд» Надежда Кутепова.
Возникновению климатической политики, а также общественной климатической дискуссии в нынешней России, где атомной промышленности не нужно бороться за ресурсы, где она стабильно получает финансирование из госбюджета без какого-либо общественного контроля, где деньги получают люди Путина и «Росатомом» руководит один из них, может способствовать лишь жесткое экономическое влияние извне.
«Таким средством может стать ожидаемое введение системы карбонового урегулирования. Тогда Россия, как поставщик углеводородов, будет обложена налогами, и тогда, возможно, в РФ возникнет зеленая экономика. В России достаточно ресурсов для этого, нет только политической воли», – отметил Владимир Сливяк.