Одна из основных тем обсуждений в «лесном» сегменте переговоров в Копенгагене – базовые уровни для учета антропогенных выбросов от лесного хозяйства. Незадолго до начала конференции Россия, наряду с другими развитыми странами, представила новые цифры, озвучив в качестве мер по предотвращению изменения климата, в том числе повышение уровня лесозаготовок на 57% к 2020 году.
По данным экспертов, буквально до конца ноября в переговорах по LULUCF Россия выступала с так называемой позицией «Bar to zero», суть которой можно свести к следующему принципу: покуда леса поглощают больше, чем выбрасывают, фактическое уменьшение поглощения не может быть засчитано в качестве эмиссии. Однако на протяжении последнего месяца ряд крупных «лесных» игроков в климатических переговорах (Швеция, Финляндия и пр.) начали лоббировать возможность включения уже запланированных лесозаготовок в свои базовые уровни, таким образом, фактически, игнорируя связанные с этим эмиссии.
Может показаться, что в представленном в секретариат предложении Россия фактически устанавливает 1990 год в качестве базового для учета деятельности по управлению лесным хозяйством. Однако по данным последних лет уровень поглощения российскими лесами вырос по сравнению с 1990 г. более чем в два раза, что произошло во многом за счет снижения лесозаготовок и экономического кризиса 1990-х. Конечно, межгодовая изменчивость и выбросы от природных нарушений имеют большое значение и могут быть учтены, однако прогнозировать снижение поглощения СО2 российскими лесами к 2020 году практически до уровня 1990 года, т.е. в 2 раза за счет значительного увеличения лесозаготовок (на 5,7% в год!), на наш взгляд, слишком смело.
Подобные «оптимистичные» планы стремительного увеличения заготовок леса вызывают скептицизм ряда экспертов, как с точки зрения практической реализации в условиях глубокого кризиса лесного сектора, так и с точки зрения экологической эффективности. Главное, чтобы «лесные кредиты» не превратились в аналог «горячего воздуха».