
В павильоне Украины на КОП29 прошло мероприятие, посвященное связи энергетики, климата и безопасности. Участники обсудили, как возобновляемая энергетика может способствовать снижению геополитических рисков, как война повлияла на глобальные рынки энергии и как Украина восстанавливает и развивает свою энергосистему во время войны.
По мнению Михаэля Мелинга, профессора из Школы права Университета Стратклайда и MIT, война оказала сильное влияние на глобальные энергетические рынки. Например, многие европейские страны, включая Германию, которые ранее были сильно зависимы от России в поставках газа, были вынуждены изменить структуру своих закупок. Россия перестала быть крупнейшим поставщиком, а российский газ был заменен на норвежский, а также на сжиженный природный газ из США. Перемены привели к росту цен – как для домохозяйств, так и для промышленности.
Спикер также отметил, что с точки зрения геополитических рисков, возобновляемые источники энергии (ВИЭ) имеют большое преимущество перед традиционными – им не требуется топливо. При этом, конечно, они тоже подвержены некоторым уязвимостям – например, солнечная и ветровая генерация зависит от сети, которая может быть объектом атак. Кроме того, отрасль ВИЭ зависит от критических материалов, большинство из которых добываются и перерабатываются в основном в Китае. Однако даже если Китай остановит поставки критических материалов, уже построенные объекты ВИЭ могут использоваться дальше, и им не требуется топливо.
В октябре 2024 года в Украине был принят и вступил в силу Закон об основных принципах климатической политики. Он устанавливает цель для Украины стать климатически нейтральной к 2050 году. Принятие данного закона способствует приближению украинского законодательства к праву ЕС. К 2050 году ВИЭ могут обеспечивать энергией 80% украинской экономики. Зависимость от ископаемого топлива может сократиться на 93% в транспортном секторе и на 97% в промышленном секторе.
Потенциал развития солнечной энергетики в Украине составляет 18 460 ТВт*ч в год, что многократно превышает потребности в электроэнергии самой Украины и примерно в семь раз превышает потребности ЕС. Также Украина может производить до 20 млрд м3 биометана в год из отходов сельского хозяйства. Биогаз может храниться и транспортироваться через систему компании Нафтогаз. Она уже ведет работу в данном направлении, а также работает над другими проектами ВИЭ: производит электроэнергию на двух солнечных электростанциях, разрабатывает новые проекты в области солнечной энергетики, а также проектирует два оффшорных ветропарка.

Стены павильона Украины сделаны из переработанного картона с семенами растений. После окончания форума фрагменты этих стен будут посажены в разных частях мира. Это символизирует единство, которое определяет зеленое будущее человечества. На конференцию была привезена солнечная панель из Николаевской области, разрушенная в ходе российских атак. Она была заменена на новую всего за один день, что свидетельствует о более высокой устойчивости возобновляемой энергетики в условиях войны.
Украина остается самой заминированной в мире страной. После одного дня военных действий необходим месяц работ по разминированию. Выбросы парниковых газов от двух лет полномасштабного российского вторжения составляют примерно 180 млн тонн СО2-экв, что превышает годовые выбросы такой промышленно развитой страны, как Нидерланды. При социальной стоимости тонны СО2-экв $185 совокупный климатический ущерб от войны оценивается почти в $33 млрд.
Для отправки комментария необходимо войти на сайт.