
В российском павильоне прошел энергетический день. Спикеры пытались убедить слушателей в том, что с экологической точки зрения природный газ ничем не хуже, чем солнечная и ветровая энергия, нефтяная отрасль намного менее монополизирована, чем сектор ВИЭ, а человечество будет сжигать нефть, газ и уголь вечно. Ну или до тех пор, пока или люди, или ископаемое топливо не закончатся. Интересно, что в формулировке «у них – ВИЭ, а у нас – газ» на месте «них» вместо западных стран несколько раз прозвучал Китай.
По мнению Бориса Титова, который не так давно занял место Анатолия Чубайса в качестве специального представителя Президента РФ по связям с международными организациями для достижения целей устойчивого развития, использование природного газа просто необходимо. Более того, мы должны перестать использовать его как переходное топливо и сделать целью низкоуглеродной повестки. Конечно, не надо отказываться и от ВИЭ. По мнению спикера, отрасль возобновляемой энергетики уже стала доходной в России. Однако лидером в секторе ВИЭ сейчас является Китай, а у России есть свое преимущество – природный газ.
Представитель Газпрома рассказал о том, какой вклад Россия и Газпром вносят в обеспечение глобальной энергетической безопасности в условиях климатических вызовов. По его словам, спрос на газ в мире к 2050 году вырастет существеннее, чем на энергию вообще. Основным локомотивом будет Азиатско-Тихоокеанский регион, при этом спрос на газ будет расти во всех регионах мира. Китай сейчас активно строит ветровые и солнечные электростанции, однако это совершенно не оказывает негативного последствия на потребление газа в стране. Более того, по мнению спикера, природный газ интересен еще и тем, что он позволяет производить аммиак и водород – продукты, которые сейчас «на слуху».
Еще один представитель Газпрома позже напомнил о том, что мы живем в эпоху климатических и политических фейков, а природный газ демонизируется в средствах массовой информации. При этом, по его словам, метан фактически является возобновляемым ресурсом, просто у него цикл более длинный, чем у воды и у ветра.
Полина Лион, директор департамента устойчивого развития Росатома, рассказала об экологических преимуществах атомной энергии (а о недостатках, конечно, не стала говорить). Атомная энергия не имеет прямых выбросов СО2, как и ВИЭ, а ее углеродный след на всем жизненном цикле минимален. В прошлом года в резолюции климатических переговоров СОР28 присутствовала формулировка «низкоуглеродные источники» (которая включает в себя атомную энергию); то же самое было по результатам переговоров в Египте (СОР27). И это признание атомной энергетики как низкоуглеродной, по мнению г-жи Лион, является большим достижением. В России, к радости спикера, все и так все понимают и убеждать было некого. Теперь, когда атомная энергия была признана ключевым источником энергии для энергоперехода на международном уровне, Росатом активно работает с российским правительством, а также с 60 странами-партнерами.
Алексей Кулапин, генеральный директор Российского энергетического агентства (РЭА) Минэнерго России, повторил то, что за день до этого сказал посетивший климатические переговоры премьер-министр Михаил Мишустин: в России более 85% электроэнергии производится за счет низкоуглеродных источников. Ранее об этом неоднократно заявляли Путин и другие российские чиновники. Также Кулапин рассказал о докладе о справедливом энергетическом переходе в странах БРИКС, который недавно был выпущен РЭА.
Представитель Газпромнефти Денис Демин перечислил пять причин, по которым нефти найдется место в энергетике будущего. Во-первых, с точки зрения энергетической безопасности. По мнению спикера, нефть (наряду с газом) – одно из наименее централизованных и монополизированных топлив в мире, в отличие от солнечных панелей, 80% которых производятся в Китае. Во-вторых, ни на флоте, ни в авиации, ни в грузоперевозках пока нет альтернатив нефти. В-третьих, нефтяная отрасль очень заботится о минимизации влияния на окружающую среду на всей цепочке создания стоимости. В-четвертых, углекислый газ можно улавливать и хранить. В-пятых, самое главное, нефтяная отрасль вынуждена активно технологически развиваться, потому что она работает с запасами, которые становится все сложнее и сложнее добывать. Это требует активных инвестиций в технологии. Поэтому невозможно сказать, что нефть – это не энергия будущего.
Александр Назаров, директор по связам с инвесторами Новатэк, отметил, что человечество пока не отказалось ни одного вида ископаемого топлива. И каждая страна выбирает топливо исходя не из его чистоты, а из его доступности и своей энергетической безопасности. В России имеются большие запасы конкурентоспособного газа, который она готова продавать странам глобального Юга. По мнению спикера, газ должен быть не переходным, а окончательным видом топлива для населения Земли.
Суммируя результаты дня энергетики, можно сказать, что представители России приехали в Баку, чтобы сообщить миру, что он не прав. Использование ископаемого топлива и атомной энергии следует продолжать, а зеленый энергопереход забыть, как недоразумение. И об изменении климата надо тоже поскорее забыть. И лишь немой вопрос – что все эти люди делают на климатических переговорах ООН?

Для отправки комментария необходимо войти на сайт.