Центральная Азия: больше внимания образованию для энергоперехода и сетям

Павильон Казахстана на КОП29 открылся с обсуждения современных тенденций энергетического перехода в самом Казахстане и в других странах Центральной Азии. Едил Жанбыршин, депутат Мажилиса Парламента Республики Казахстан и Председатель Комитета по вопросам экологии и природопользования, напомнил, что в стране с 2009 года действует закон о поддержке возобновляемых источников энергии (ВИЭ). С недавнего времени физические лица могут продавать излишки электроэнергии, вырабатываемой за счет ВИЭ. Сейчас начинают развиваться системы накопления энергии, для балансирования переменной генерации.

До недавнего времени усилия по переходу на ВИЭ в Казахстане были в основном сосредоточены на электроэнергетическом секторе. Однако в последнее время страна начинает предпринимать усилия и в других энергетических секторах – теплоэнергетическом, а также в секторе топлива для транспорта. В этом году был принят закон о теплоэнергетике, в котором упоминается необходимость учитывать расширение использования возобновляемых источников энергии в схемах развития теплоснабжения. Помимо этого, закон предусматривает государственное стимулирование производства тепловой энергии с использованием ВИЭ.

Также в Казахстане наблюдается рост числа электромобилей и зарядных станций. Если три года назад в стране насчитывалось 280 электромобилей и несколько заправочных станций, то сейчас – 11 тысяч электромобилей и 300 заправочных станций.

Несмотря на все эти достижения, Казахстану предстоит еще большая работа для достижения углеродной нейтральности до 2060 года.

Ректор Алматинского университета энергетики и связи (АУЭС) Гани Ныгметов отметил, что во многих университетах Казахстана уже ведется подготовка специалистов в области возобновляемой энергетики, в том числе и в АУЭС, однако подготовка кадров не всегда учитывается в стратегических документах. В частности, вопрос подготовки кадров опущен в принятой недавно Концепции развития водородной энергетики до 2030 года.

Пелин Атамер, руководитель отдела устойчивой инфраструктуры и зеленого роста ОЭСР, отметила, что доля солнечной и ветровой генерации в странах Центральной Азии пока невелика и составляет от 1% до 5%. По словам Алайбека Обозова, заведующего лабораторией ВИЭ Института машиноведения и автоматики НАН Кыргызской Республики, сейчас достаточно сложно кардинально увеличить долю солнечной и ветровой генерации из-за изношенности и устаревания сетей. Во всех странах Центральной Азии есть желание ввести большие мощности ВИЭ – гигаваттные проекты, но сети сегодня не позволяют вводить такие объекты. В советское время отдавался приоритет централизованным сетям. Сейчас есть потребность в гибридных сетях и микрогридах. Необходимо сначала подготовить сети, а потом вводить большие объекты ВИЭ.

В выступлении Обозова прозвучало предложение по развитию кооперации между странами Центральной Азии в вопросах энергоперехода. В частности, по его мнению, необходимо изучить возможности совместной деятельности стран Центральной Азии в создании достаточных мощностей накопителей энергии ВИЭ для эффективного управления энергосистемой, и исследовать емкости национальных электросетей и сетей Центральной Азии на предмет максимальной возможной интеграции ВИЭ в существующую инфраструктуру.

На мероприятии также обсуждались водные проблемы региона, которые оказывают непосредственное влияние на энергетику, ввиду высокой доли ГЭС в производстве электроэнергии в Кыргызстане и Таджикистане. Например, в Кыргызстане наблюдается таяние ледников, которые питают важнейшую реку страны – Нарын. На реке Нарын находятся большинство гидроэлектростанций Кыргызстана, а доля ГЭС в производстве электроэнергии в стране составляет около 90%. Также от обеспеченности водными ресурсами зависят и перспективы производства зеленого водорода в Центральной Азии. Некоторые спикеры задавались вопросом, нужен ли водород Центральной Азии, так как в дальнейшем водные проблемы в регионе будут обостряться.

Оставьте комментарий

Filed under 2024-11, COP29, Baku

Оставьте комментарий