
В первый день COP29 стороны довольно неожиданно для себя согласились одобрить механизм статьи 6, закладывающей основу для углеродной торговли.
Накануне саммита председательствующий Азербайджан неоднократно называл принятие статьи 6 Парижского соглашения одним из главных приоритетов саммита. В день открытия СОР29 Баку практически заставил страны автоматически утвердить правила по ключевым элементам нового глобального углеродного рынка ООН.
Новые правила были приняты Надзорным органом механизма (Supervisory Body of the mechanism) в прошлом месяце. Технический комитет взял дело в свои руки после того, как дипломаты не смогли на двух предшествующих СОР договориться об углеродных кредитах.
На своем последнем заседании перед СОР29 Надзорный орган одобрил эти документы в статусе «стандартов» вместо того, чтобы отправить их в разряд рекомендаций, как это происходило раньше.
Такое решение Надзорного органа оставило странам только два варианта решения: одобрить или отклонить весь подход целиком. Они выбрали первый вариант, поддержав решение Надзорного органа, но с оговоркой, что группа по разработке правил остается «полностью подотчетной» СОР и ее работа не завершена.
Президент COP29 Бабаев (Mukhtar Babayev) приветствовал одобрение статьи 6.4, заявив, что углеродный рынок ООН «станет инструментом, меняющим правила игры, для направления ресурсов в развивающиеся страны».
Представители гражданского общества назвали решение скоропалительным и раскритиковали его. По их мнению, некоторые из одобренных мер рискуют подорвать целостность нового механизма, приведут к нарушениям прав человека и нанесению вреда окружающей среде.
По словам эксперта по политике в Carbon Market Watch Изы Малдер (Isa Mulder), это решение «создает плохой прецедент для прозрачности».
Комментируя результаты первого дня СОР29 Мухтар Бабаев сказал: «После многих лет застоя в Баку начались прорывы. Но предстоит сделать еще очень многое».
Сторонники быстрого решения по углеродной статье утверждают, что с ее принятием страны с более высоким уровнем выбросов наконец смогут достичь своих климатических целей (определяемых на национальном уровне вкладов) в соответствии с Парижским соглашением. А завершение переговоров по Статье 6 может сократить расходы на реализацию национальных климатических планов на $250 млрд в год за счет обеспечения трансграничного сотрудничества. Вместе с этим мы снова оказываемся в ситуации, когда главные загрязнители собираются накупить углеродных единиц вместо реального снижения своих выбросов. Поможет ли это спасти климат?
Для отправки комментария необходимо войти на сайт.