Точка невозврата для ископаемого топлива близка как никогда

В пятницу Bloomberg и Reuters обнародовали утечку писем Организации стран-экспортеров нефти (OPEC) к ее 13 членам и 10 союзникам, предупреждая о «наивысшей срочности», в котором говорится «давление против ископаемых топлив может достигнуть точки невозврата с необратимыми последствиями». В письмах призывалось «активно отвергать любой текст или формулу, которые целятся в энергетику”.

На протяжении месяцев призывы к постепенному отказу от всех видов ископаемого топлива звучали на фоне бесконечного марафона официальных встреч, отчетов, выступлений, предшествующих любому COP. В течение большей части этого времени Султан Аль Джабер, гендиректор нефтяной компании, спорно назначенный ОАЭ президентом COP28, боролся за поддержание одного из любимых тезисов отрасли: есть реалистичный способ постепенно сократить выбросы парниковых газов от ископаемого топлива без сокращения его добычи и справиться с климатическим кризисом (такой же позиции придерживается и российская делегация).

Но это мало кого убеждает. По последним подсчетам, более 100 из 195 стран, принимающих участие в климатических переговорах ООН в Дубае, включая 27 стран Европейского Союза и 39 стран Альянса малых островных государств (AOSIS), присоединились к призыву о постепенном отказе от использования ископаемого топлива. К утру воскресенья по дубайскому времени, эта формулировка еще не была исключена из проекта окончательной декларации COP28. 

Но праздновать пока рано. Перед нами еще несколько дней напряженных переговоров, прежде чем мы узнаем, есть ли здесь место празднику.

Помимо дипломатической риторики в зале заседаний и иногда поразительно недипломатичных моментов, согласования и разногласия на COP28 развиваются в черновиках текста финальных решений. Одна версия черновика должна включать и консолидировать все различные, часто взаимоисключающие варианты, обсуждаемые на данный момент. Так что в ближайшие несколько дней, если все пойдет очень хорошо, окончательная декларация этого года на COP может потребовать отказа или постепенного сокращения использования нефти, газа и угля, а также утроения мощностей возобновляемой энергии и удвоения энергоэффективности к 2030 году. Но есть также вариант «без текста» для каждой из этих стратегий. Если COP не сможет высказаться, это будет означать, что постоянные недобропорядочные игроки, такие как Саудовская Аравия, смогли заблокировать консенсус по мерам, которые необходимы большинству стран.

В явном отчаянии Саудовская Аравия также выдвигает странную, полностью лишенную доказательств линию, что возобновляемые источники энергии, такие как ветер и солнце, имеют такой же экологический след, как и ископаемое топливо. Саудовцы также приводят аргументы о том, что дорогостоящие, в основном непроверенные методы улавливания парниковых газов из атмосферы и океанов являются неотъемлемой частью стратегии борьбы с изменением климата. 

Согласно отраслевым данным, эти методы, возможно, успешно захватили 0,05% глобальных выбросов углерода с 1959 года. Сторонники ископаемой индустрии всегда говорят только о теоретической способности установок по захвату и хранению углерода (CCS), которые компании смогли запустить, никогда не упоминая фактическую производительность, которая далека от готовности для масштабного использования. Вместе с саудовцами выступают такие страны, как Ирак, Турция и конечно Россия.

Завершение переговоров запланировано во вторник, все готовы делать свои ставки на то, на сколько часов или дней они еще продлятся, но, по слухам, Аль Джабер все еще настаивает на своевременной окончании. 

Это типично для COP. В первую неделю, когда проектор на входе в голубую зону (территория, куда попадают только аккредитованные в ООН участники – прим. ред.) проецирует множество заявлений и призывов к действию, переговоры проходят за закрытыми дверями – там уточняют разногласия и сужают выбор вариантов для окончательной декларации. На второй неделе приезжают министры, чтобы окончательно согласовать текст, который будет лучшей политически возможной «сделкой». На протяжении всего процесса президент COP должен быть неумолимым сторонником процесса, а не интересов какой-либо отдельной страны.

На COP27 Европейский союз попытался, но не смог достичь соглашения о климатическом финансировании в обмен на обязательство достижения пика выбросов парниковых газов до 2025 года и постепенного сокращения нефти, газа, а также угля. 

Без триллионов долларов от богатых стран будет непросто достичь четкой формулировки о сокращении использования ископаемого топлива. Трудно представить себе, что за оставшиеся несколько дней переговоров произойдут большие изменения в виде новых мешков с деньгами. Но даже если формулировка о сокращении использования ископаемого топлива будет размыта или исключена из текста в этом году, вопрос никуда не исчезнет. Он будет возвращаться снова и снова, пока отказ от ископаемого топлива не появится в окончательном тексте.

1 комментарий

Filed under 2023-COP28-UAE

One response to “Точка невозврата для ископаемого топлива близка как никогда

  1. Уведомление: Точка невозврата для ископаемого топлива близка как никогда — экозащита!

Оставьте комментарий