На конференции ООН по изменению климата СОР25 начинается «высокий сегмент» — лидеры государств и важные чиновники собираются в Мадриде, чтобы сделать официальные заявления и урегулировать сложные вопросы об амбициях и сроках.
Самыми заметными на переговорных площадках прошлой недели были дебаты по поводу Статьи 6, касающейся механизмов устойчивого развития, которые уже в следующем году стороны Парижского соглашения начнут использовать для снижения выбросов парниковых газов.
Статья 6 и вопрос об «общих временных рамках» являются частью правил реализации Парижского соглашения, так называемой «Книги правил», которые должны были быть согласованы еще в прошлом году на CОР24 в Катовице, но стороны так и не смогли найти по ним консенсуса. Есть надежда, что эти вопросы будут решены в Мадриде, но так или иначе этот документ должен быть утвержден перед тем, как в следующем году начнет действовать новое климатическое соглашение.
К концу первой недели переговоров страны не смогли достичь даже отдаленного соглашения об «общих временным рамкам» — пункта «Книги правил», который в кулуарах называют «конкурсом амбиций».
В соответствии с Парижским соглашением, страны будут представлять климатические обязательства. Первоначальные обязательства начинаются в 2020 году, но могут охватывать период времени от пяти до пятнадцати лет.
Вопрос этот действительно не праздный — сроки достижения целей напрямую отражают амбиции стран по снижению выбросов парниковых газов и фактически являются сигналом, который страна посылает гражданам, регионам и бизнесу. Этот вопрос также влияет на другие части Парижского соглашения, к примеру, на оценку «торгового периода» нового углеродного рынка. Пятилетние временные рамки поддерживают большинство неправительственных организаций, а также несколько групп стран, включая малые островные государства и наименее развитые страны.
Во время обсуждения в Мадриде на принятии десятилетнего срока настаивали Япония и Россия, утверждая, что это больше соответствует их национальному планированию.
Кстати, за эту позицию (и за возражения против включения гендерной риторики в документ) Россия умудрилась в конце первой недели переговоров получить анти-награду «Ископаемое дня» от альянса организаций гражданского общества Climate Action Network (CAN).
«Если у вас есть пять лет, это дает ощущение ускорения, темпа действий», — говорит Ямид Дагнет (Yamide Dagnet) из Института мировых ресурсов. — Нам нужно просто идти быстрее, нельзя слишком долго блокировать то, что некоторые страны могут считать важным, когда в глобальном смысле нужно, чтобы все делали больше, чем делают это сейчас».
На сегодня существует восемь различных предложений о том, на какой срок должны быть поставлены цели климатических обязательств стран. Слишком много, чтобы без препятствий принять консенсусное решение.
Еще один из важных вопросов СОР25 – «о потерях и ущербах». Тут нужно отметить, что речь идет не обо всех планетарных ущербах от изменения климата, а о потерях развивающихся стран, которые не имеют возможности решить проблемы самостоятельно.
Встреча в Мадриде происходит на фоне того, как десятки регионов мира признали чрезвычайную климатическую ситуацию. Но пока существует очень сильная разница в оценке нынешнего и будущего ущерба у наиболее уязвимых и у богатых государств.
Развитые предлагают активно вовлекать страховой бизнес и решать эти вопросы через страхование. Уязвимые же требуют радикального снижения глобальных выбросов парниковых газов и массированной финансовой помощи, а также настаивают на выделении специального финансового «окна» для компенсации их потерь и ущерба от изменений климата.
Еще один ощутимый фактор, влияющий на нынешнюю фазу переговорной процесса, – тренд низкоуглеродного развития. В официальных документах Рамочной конвенции ООН по изменению климата поднимаются вопросы трансформации и диверсификации бизнеса и национальных экономик. Все это тесным образом связано с вопросами финансирования и субсидирования. Наблюдатели отмечают сильное давление на климатический процесс со стороны крупных компаний, в основном из сырьевого сектора, который никак не может смириться с потерей влияния и продолжает продвигать под разными видами свои «грязные» ископаемые технологии.
В конце этой недели документы с результатами обсуждения по все еще нерешенными вопросам будут выноситься на рассмотрение высокого собрания. Саммит входит в фазу, когда критические решения вокруг «сроков и статей» станут центром внимания. Предстоит много споров, но вероятность того, что важные решения в Мадриде все же будут приняты, остается.